«Круглые столы»

«О правовом регулировании деятельности физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в соответствии с пунктом 4.73 плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2018 года провел 17 апреля 2018 года «круглый стол» на тему «О правовом регулировании деятельности физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также общественных организаций и научного сообщества.

Обсудив проблемы правого регулирования деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих без привлечения наемных работников услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, участники «круглого стола» отмечают следующее.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации до 1 января 2019 года предусмотрено освобождение отдельных категорий физических лиц (оказывающих услуги по репетиторству, по присмотру и уходу за детьми и лицами, нуждающимися в постоянном уходе, по уборке и ведению домашнего хозяйства) от обложения налогом на доходы физических лиц, а лиц, которым они оказывают указанные услуги — от уплаты за них страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также установлен особый порядок налогового учета (Федеральный законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). При этом субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать иные виды услуг, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения.

Согласно данным Федеральной налоговой службы, по состоянию на 1 апреля 2018 года в соответствии с указанным порядком на учет встали 1401 человек, из них 267 лиц, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми и лицами, нуждающимися в постоянном уходе, 789 – по репетиторству, 333 — по уборке и ведению домашнего хозяйства и 12 лиц, оказывающих иные виды услуг, установленные законом субъекта Российской Федерации. Указанная статистика свидетельствует о низкой привлекательности и эффективности предусмотренного действующим законодательством механизма постановки на учет данной категории физических лиц.

Это обстоятельство обусловлено, во многом, неопределенностью правового статуса указанных лиц, а также условий налогообложения после истечения срока освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

С начала 2017 года до настоящего времени в действующем законодательстве Российской Федерации комплексно не определен правовой статус физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (либо понятие и определение категории «самозанятых» граждан).

В соответствии с изменениями в статью 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

5 апреля 2018 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу были внесены два законопроекта. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривает возможность для физических лиц осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, при условии постановки таких физических лиц на учет в налоговом органе. Второй законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» продлевает на 2019 год применение действующих положений Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, от уплаты налога на доходы физических лиц и об освобождении лиц, которым они оказывают данные услуги, от уплаты за них страховых взносов.

Следует отметить, что указанные изменения в законодательство имеют узкую направленность и не решают в целом проблему легализации деятельности «самозанятых» граждан.

В 2017 году комитетом проведено два заседания «круглого стола» по проблемам регулирования деятельности физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. По итогам указанных мероприятий были даны рекомендации Правительству Российской Федерации. Однако большинство из них на настоящий момент не выполнено, комплексное решение по определению статуса указанной категории граждан и порядка налогообложения их доходов не выработано.

Вместе с тем особую значимость создания механизма правового регулирования деятельности и налогообложения доходов «самозанятых» граждан отмечал Президент Российской Федерации В.В. Путин в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года и 1 марта 2018 года.

Участники «круглого стола» обращают внимание, что для решения задачи вывода в правовое поле физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, численность которых по оценкам составляет 15–20 млн. человек, необходимо создать для них благоприятный режим налогообложения, не отягощенный большим количеством административных процедур, связанных с регистрацией и уплатой налогов и сборов.

 

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

 

1. Правительству Российской Федерации:

представить сведения о результатах рассмотрения обращения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Правительству Российской Федерации по вопросу о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях определения правового статуса и порядка налогообложения доходов физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 декабря 2016 года № 571-СФ);

внести изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на определение правового статуса физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, либо определение понятия и правового статуса «самозанятых» граждан;

предусмотреть упрощенный порядок регистрации указанной категории физических лиц;

разработать проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающий предоставление физическим лицам, оказывающим отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, возможности уплачивать налог на доходы физических лиц с полученного ими от такой деятельности дохода в форме патента;

рассмотреть вопрос о включении в страховой стаж для назначения пенсии периода, в течение которого физическое лицо состояло на учете в налоговом органе как лицо, оказывающее отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

сопоставить данные Федерального фонда обязательного медицинского страхования о лицах, за которых производятся выплаты за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, как за неработающих граждан, с данными Федеральной налоговой службы о лицах, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению;

рассмотреть вопрос о возможности введения заявительного порядка получения полиса обязательного медицинского страхования;

представить сведения за 2017 год (дифференцированно по видам деятельности) о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и не имеющих наемных работников, и размере доходов от уплаты ими налога в связи с применением патентной системы налогообложения.

2. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить рекомендации «круглого стола» в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и Счетную палату Российской Федерации.