«Круглые столы»

«Проблемы и перспективы развития страхового рынка в России»

Рекомендации

Заслушав выступления председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонова, заместителя Председателя Банка России Ф.Г. Габунии, других участников заседания и обсудив вопросы, связанные с проблемами и перспективой развития российского страхового рынка, участники круглого стола отмечают следующее.

Несмотря на существующие трудности, российский страховой рынок обладает значительными возможностями для дальнейшего роста и развития.

В настоящее время страховой рынок демонстрирует устойчивость: по итогам девяти месяцев 2025 года объем страховых премий вырос на 14,7% до 2,8 трлн рублей.

Для достижения устойчивых результатов необходимы активные меры по адаптации страховых компаний к меняющимся условиям и внедрению инноваций в их деятельности.

В целях дальнейшего развития российского страхового рынка участники круглого стола считают возможным рекомендовать:

1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 1045982–8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части регулирования договоров страхования жизни с доходностью);

2. Комитету Государственной Думы по финансовому рынку совместно с Минфином России, Банком России, Российским Союзом Автостраховщиков в целях повышения эффективности системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, уровня защиты имущественных прав потерпевших, а также устранения существующего дисбаланса между интересами страховщиков и потерпевших, в рамках работы над проектом федерального закона № 679805–8 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотреть комплекс мер, направленных на:

совершенствование порядка натурального возмещения вреда в ОСАГО, а также введение механизма компенсации стоимости износа запасных частей при самостоятельном ремонте транспортного средства потерпевшим;

обеспечение получения страховой выплаты непосредственно потерпевшими или их законными представителями;

установление размера ответственности страховщика в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по оплате и организации восстановительного ремонта;

3. Правительству Российской Федерации проработать вопросы, касающиеся:

осуществления оплаты медицинских и иных услуг в рамках договоров добровольного медицинского страхования (далее – ДМС), направленных на профилактику заболеваний и их обострений (декомпенсаций) до развития острых заболеваний (состояний);

внедрения в систему обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) стимулов и мотиваторов для всех субъектов и участников ОМС с учетом опыта реализации программ добровольного медицинского страхования;

дальнейшей конкретизации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части формализации перечня медицинских услуг, объёма и условий предоставления медицинской помощи.

4. Банку России:

проработать возможность совершенствования единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства в части порядка формирования справочника запасных частей в целях обеспечения соответствия данных указанного справочника складывающимся рыночным ценам;

ускорить разработку нормативной базы, позволяющей произвести запуск и функционирование системы гарантирования прав по договорам страхования жизни с 1 января 2027 года в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2024 № 477-ФЗ «О гарантировании прав по договорам страхования жизни».

5. Минфину России при участии Банка России проработать следующие вопросы:

распространения механизма страхования военных рисков на грузы, перевозимые морским и речным транспортом в порты, расположенные на территориях воссоединенных субъектов Российской Федерации (из таких портов), а также на объекты портовой инфраструктуры;

предоставления страховым организациям возможности осуществлять оплаты призов, поощрений застрахованных лиц за достижение результатов, установленных акциями, направленными на стимулирование и поддержание здорового образа жизни;

приведения к единообразию терминов в Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее также – НК РФ) в части применения единого понятия по выплатам для договоров добровольного медицинского страхования «оплата медицинских и иных услуг»;

снятия ограничения «не менее одного года» для договоров добровольного медицинского страхования, премия по которым учитывается в расходах страхователей (работодателей);

увеличения лимита расходов страхователей, уменьшающих базу по налогу на прибыль, на ДМС, медицинские услуги, иные социальные программы, предусмотренные НК РФ;

отмены начисления налога на доходы физических лиц на выплаты в ДМС за санаторно-курортное лечение застрахованных лиц;

устранения налогового арбитража и выравнивание налоговых льгот для работодателя по договорам долгосрочного страхования жизни работников, – договорам страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет (абз.3 п.16 ст.255 НК РФ), а именно: предоставления льгот по страховым («социальным») взносам аналогичных предусмотренным для договоров личного страхования на случай смерти и причинения вреда здоровью, договоров личного страхования, предусматривающим оплату медицинских услуг и других договоров, предусмотренных пп.5 п.1 ст.422 НК РФ;

участия страховщиков в программе долгосрочных сбережений.

6. Минфину России при участии Банка России, Верховного суда Российской Федерации и Всероссийского союза страховщиков проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в законодательство с целью предоставления возможности включения в договоры добровольного страхования условий освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие грубой неосторожности страхователя (выгодоприобретателя), являющегося юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

7. МВД России совместно с Минцифрой России и АО «Национальная страховая информационная система» обеспечить в рамках своей компетенции техническую готовность своих информационных систем и возможность обмена между ними необходимой информацией для целей запуска в 2026 году системы фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, неисполнения участниками дорожного движения обязанности по страхованию гражданской ответственности владельца транспортного средства и применения соответствующих административных мер.

8. Минздраву России совместно с Банком России проработать вопросы определения перечня случаев и условий предоставления страховщикам доступа к сведениям о гражданах, составляющим врачебную тайну в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях ускорения и упрощения процедуры получения гражданами страхового возмещения по договорам личного страхования, а также оптимизации процедуры оценки страховщиками рисков при заключении договоров личного страхования и противодействия страховому мошенничеству.

9. МВД России, Минздраву России совместно с Банком России проработать механизм контроля (в пределах своих компетенций) за наличием у временно пребывающих в Российской Федерации неработающих иностранных граждан (лиц без гражданства) договора (полиса) добровольного медицинского страхования, а также вопрос закрепления на законодательном уровне объема медицинских услуг, оказываемых указанным иностранным гражданам (лицам без гражданства) в рамках такого договора.

10. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить возможность получения страховщиками, в том числе осуществляющим обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, информации (включая материалы средств фото- и (или) видеофиксации), связанной со страховыми случаями, в целях обеспечения эффективного и объективного урегулирования убытков и снижения риска мошеннических действий.

 

 

 

Председатель Комитета

Совета Федерации по бюджету

и финансовым рынкам

 

 

 

 

 

А.Д. Артамонов