Рекомендации
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 28 ноября 2024 года заседание «круглого стола» на тему «Полномочия субъектов Российской Федерации в области законодательства о налогах и сборах как инструмент развития экономической самодостаточности».
В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, и других федеральных органов исполнительной власти, представители общественных организаций, а также научных кругов.
Обсудив вопросы обеспечения необходимого уровня налоговых доходов региональных бюджетов и эффективности их администрирования в целях повышения финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации и выполнения социальных и экономических обязательств регионов, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.
В 2024 году был принят ряд изменений в законодательство о налогах и сборах. Целью данных новаций является в первую очередь сокращение неравенства как в обществе, так и в социально-экономическом развитии регионов, в обеспечении более справедливого распределения налоговой нагрузки, усиления стимулирующей функции налоговой системы.
В связи с этим одним из важных является вопрос о налоговых полномочиях регионов и муниципалитетов, вопрос о том, какие есть возможности развития собственных доходных источников бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен широкий спектр налоговых полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В части региональных и местных налогов все полномочия по их установлению, по определению ставок, применению налоговых льгот закреплены за регионами и муниципалитетами. В части федеральных налогов полномочия по их установлению, введению, основному регулированию отведено федеральному уровню, поскольку они носят общефедеральный характер и действуют на всей территории страны, но при этом регионы также наделены отельными полномочиями, в частности по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организаций, специальным налоговым режимам, налогу на имущество организаций, земельному налогу.
Каждый регион имеет свой уникальный опыт применения налоговых полномочий. От их эффективной реализации зависит наполняемость доходами региональных и местных бюджетов. Экономическая самодостаточность, финансовая устойчивость субъектов Российской Федерации могут обеспечиваться только за счет стабильных поступлений в бюджеты налоговых доходов.
При решении вопроса об объемах делегирования налоговых полномочий на региональный и местный уровни (налоговой децентрализации) требуется обеспечение баланса между усилением финансовой самостоятельности, повышением налоговой конкурентоспособности регионов и муниципалитетов, с одной стороны, и их финансовым выравниванием, с другой. Передача налогового правотворчества на региональный и муниципальный уровни позволяет наиболее полно использовать экономический потенциал регионов при формировании бюджетов. При этом исторический опыт показывает, что в периоды кризисов и восстановления экономики централизация финансовых ресурсов дает обществу возможность в короткие сроки достичь уровня докризисного периода за счет сосредоточения ресурсов и направления их на мобилизацию индустриального человеческого потенциала. В регионах с низким уровнем экономического развития, получающих существенные межбюджетные трансферты, может возникнуть риск снижения мотивации к активному экономическому развитию. Оптимизация распределения налоговых полномочий между федеральным центром и регионами требует тщательного анализа и взвешенного подхода.
Вместе с тем необходимо учитывать, что уникальность регионов имеет и негативную составляющую – их географическое положение не всегда «работает» на пользу экономики региона. Особенно это касается северных регионов, регионов, имеющих в своих границах труднодоступные территории, регионов со слаборазвитой инфраструктурой. Осуществление в них предпринимательской деятельности сопряжено с повышенными затратами, в том числе на приобретение ресурсов, транспортировку.
Таким образом, проблема обеспечения уровня доходов бюджетов субъектов Федерации, необходимого для финансирования собственных и передаваемых полномочий, непосредственно связана с уровнем и динамикой развития экономики регионов. Увеличение налогового потенциала за счет экономического развития, привлечения инвестиций с учетом законодательных изменений является одной из приоритетных задач. Необходимо сосредотачивать усилия на формировании собственной доходной базы, достаточной для развития и обеспечивающей самостоятельность региональных и местных бюджетов, не ориентируясь на получение финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня.
Учитывая изложенное, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
провести мониторинг реализации положений Федерального закона от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в части влияния их на деятельность субъектов предпринимательской деятельности, а также на доходы региональных бюджетов, и в случае необходимости внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
предусмотреть при подготовке положения о классификации средств размещения и правил классификации средств размещения в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2024 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» включение в них в целях исчисления туристического налога жилых помещений, предоставляемых физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями в наем на срок менее одного месяца;
предусмотреть в методиках оценки эффективности налоговых расходов механизм перспективного (краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного) прогнозирования финансово-экономического эффекта налоговых расходов, их синергетического эффекта для развития экономики, а также расширить перечень информации предоставляемой в целях оценки эффективности налоговых расходов, дополнив его информацией, позволяющей оценить реальный эффект от реализованных мер поддержки (включая динамику доходов налогоплательщика, доходность бизнеса, динамику численности сотрудников, их заработную плату и иные показатели);
проанализировать практику применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, и рассмотреть вопрос о восстановлении указанных пониженных налоговых ставок после 1 января 2025 года в отношении организаций, реализующих значимые для регионов инвестиционные проекты, не подпадающие под критерии применения преференциальных налоговых режимов;
рассмотреть возможность установления дополнительных условий установления субъектами Российской Федерации пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении резидентов Арктической зоны Российской Федерации;
проработать вопрос об установлении субъектами Российской Федерации предельной величины стоимости имущества в денежном выражении, безвозмездно переданного образовательным организациям, в целях применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций;
рассмотреть вопрос о возможности зачисления части сумм процентов за пользование инвестиционным налоговым кредитом в бюджеты субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о передаче части доходов федерального бюджета от акцизов на табачную продукцию в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, определив порядок зачисления таких доходов с учетом данных о розничной продаже указанной продукции, отраженных в информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
рассмотреть возможность расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной табачной и никотинсодержащей продукции;
рассмотреть вопрос о целесообразности увеличения норматива зачисления доходов от налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, в бюджеты субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о расширении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, включив в него в том числе нежилые помещения, используемые электронными торговыми площадками для размещения пунктов выдачи заказов;
проработать вопрос о выравнивании условий налогообложения объектов недвижимого имущества, используемых в качестве объектов средств размещения, принадлежащих физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, организациям;
предусмотреть возможность участия субъекта Российской Федерации на территории которого реализуется региональный инвестиционный проект, в получении организацией статуса участника регионального инвестиционного проекта, не включенного в реестр участников регионального инвестиционного проекта;
рассмотреть вопрос об установлении в целях применения налоговых льгот требования в отношении организации, признаваемой управляющей компанией особой экономической зоны, включающего её обязательную регистрацию по месту нахождения особой экономической зоны, на территории которой осуществляется деятельность данной организации;
провести оценку эффективности применения механизма федерального инвестиционного налогового вычета и при необходимости рассмотреть возможность увеличения сумм, направляемых на его финансирование;
провести оценку влияния на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации планируемого установления обязанности налогоплательщика, имеющего несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, производить уплату налога на прибыль организаций в бюджет этого региона только через одно из указанных обособленных подразделений;
рассмотреть вопрос об индексации базовых ставок транспортного налога и уточнении порядка определения налоговой базы в отношении транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель (гибридную силовую установку), предусмотрев исчисление налоговой базы исходя из мощности двигателя внутреннего сгорания;
рассмотреть возможность зачисления доходов от:
налога на доходы физических лиц в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, по месту регистрации физических лиц – получателей дохода, а не налоговых агентов;
единого сельскохозяйственного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100% с условием передачи субъектом Российской Федерации таких доходов в местные бюджеты по единым для всех муниципальных образований нормативам отчислений;
акциза на сахаросодержащие напитки в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу не менее 17%;
рассмотреть вопрос об изменении порядка зачисления сумм штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства, в бюджеты субъектов Российской Федерации, установив механизм их распределения по аналогии с распределением налоговых доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
рассмотреть вопрос о создании на федеральном уровне межведомственной комиссии по работе с крупнейшими налогоплательщиками с участием представителей федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и крупнейших налогоплательщиков в целях оперативного взаимодействия по вопросам исполнения ими налоговых обязательств, а также оказания из федерального бюджета мер финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в случае значительного сокращения налоговых поступлений в региональные бюджеты в виде предоставления дотации на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации или бюджетных кредитов.
2. Министерству финансов Российской Федерации разработать и утвердить методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке определения в соответствии с видами осуществляемой деятельности категорий налогоплательщиков, наиболее нуждающихся в налоговой поддержке, в отношении которых могут быть установлены пониженные ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), в целях пресечения формальной «налоговой миграции» субъектов предпринимательской деятельности, а также устранения злоупотребления пониженной ставкой УСН в некоторых регионах.
3. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой продолжить работу по проведению на ежегодной основе мониторинга и анализа данных по налоговым расходам субъектов Российской Федерации в рамках действующих общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации.
4. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службе провести инвентаризацию, соотнесение и актуализацию информации, содержащейся в базах данных, в отношении земельных участков и на основании ее результатов сформировать перечень земельных участков, права собственности на которые принадлежат организациям, исключенным из Единого государственного реестра юридических лиц, и довести данный перечень до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании данных о земельных участках, права собственности на которые принадлежат организациям, исключенным из Единого государственного реестра юридических лиц, провести работу по обращению с исковыми заявлениями в судебные органы о признании таких земельных участков бесхозяйными и о признании их поступившими в муниципальную собственность (собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).
6. Государственной Думе ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:
№ 506452–8 «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части изменения размера государственной пошлины за предоставление, продление и переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)»;
№ 506793–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части установления принципа выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на каждый отдельный торговый объект или объект общественного питания).
7. Торгово-промышленной палате Российской Федерации и Российскому союзу промышленников и предпринимателей подготовить и направить в Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предложения в части совершенствования нормативного правового регулирования порядка и условий заключения региональных инвестиционных соглашений.
8. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить рекомендации «круглого стола» в Государственную Думу, Счетную палату Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.