Рекомендации
В соответствии с пунктом 2.5.6 плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2024 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Постоянной комиссией Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств по экономике и финансам провел 23 мая 2024 года «круглый стол» на тему «Применение модельного Налогового кодекса для государств-участников Содружества Независимых Государств и развитие национальных законодательств в налоговой сфере».
В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты парламентов государств-участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), представители Евразийской экономической комиссии, представители Минфина России, Минэкономразвития России, ФНС России и финансовых ведомств государств-участников СНГ, представители законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, эксперты по вопросам налогообложения.
Обсудив вопросы формирования национальных законодательств государств-участников СНГ в налоговой сфере, проблемы их гармонизации и сближения, вопросы практического применения и имплементации норм модельного Налогового кодекса в странах Содружества, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.
Модельный Налоговый кодекс для государств-участников СНГ (далее – модельный Налоговый кодекс) используется для развития национальных законодательств государств-участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ в налоговой сфере и имеет рекомендательный характер. Документ нужен для развития единых подходов к налогообложению и налоговому администрированию в странах Содружества.
Целью разработки и совершенствования модельного Налогового кодекса является разработка модельных положений законодательства, которые могут быть использованы при разработке или обновлении национального законодательства на всей территории СНГ. Это создает возможность в долгосрочной перспективе гармонизировать и даже унифицировать налоговые законодательства в ряде государств-участников СНГ, например, в Евразийском союзе.
Модельный Налоговый кодекс принимался в несколько этапов:
в 2000 году была принята Общая часть (1-я редакция);
в 2001–2010 годах была принята Специальная часть;
в 2013 году была принята Общая часть (новая редакция);
в 2019 году была принята Часть III «Налоговое администрирование».
Таким образом, государства-участники СНГ имели возможность имплементировать нормы модельного Налогового кодекса в свое законодательство. В частности, по оценке экспертов, ряд положений модельного Налогового кодекса могут быть использованы как база для совершенствования российского налогового законодательства. Среди них:
в пункте 4 статьи 54 общей части модельного Налогового кодекса установлено, что льготы по налогам и сборам устанавливаются на срок до пяти лет. В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах положения, устанавливающие в общем случае срок введения налоговых льгот, отсутствуют. Предлагается сделать все налоговые льготы в России временной мерой (на срок 5 лет) и при необходимости продлевать срок их действия;
статья 11 Общей части модельного Налогового кодекса вводит налоговых консультантов в состав участников налоговых отношений, в статьях 23–25 описываются их права и обязанности. Статья 27 Части III «Налоговое администрирование» относит налоговых консультантов к участникам налоговых проверок. В Российской Федерации налоговые консультанты фактически участвуют в налоговых правоотношениях, но при этом их роль на законодательном уровне не регулируется. Предлагается ввести налоговых консультантов в состав участников налоговых отношений в Российской Федерации;
Часть III модельного Налогового кодекса вобрала все нормы о налоговом администрировании. В Российской Федерации эти нормы распределены по большому количеству правовых и нормативных актов. Эксперты считают целесообразным обсудить возможность и целесообразность подготовки Налогово-процессуального кодекса Российской Федерации или объединения норм о налоговом администрировании в особой процессуальной части Налогового кодекса Российской Федерации.
Одновременно страны СНГ, строя свои налоговые системы наполняли модельный кодекс своим передовым опытом. В государствах-участниках СНГ использовались технологические (цифровые) решения, методы анализа большого массива данных для повышения эффективности налогового администрирования.
Все налоговые администрации стран СНГ активно применяют современные информационные технологии. Это было отмечено на XXX заседании Координационного совета руководителей налоговых служб государств – участников СНГ (КСРНС), которое состоялось 4–6 октября 2023 года в г. Астане. ФНС России по праву считается одним из самых технологичных федеральных ведомств.
В Республике Таджикистан осуществляется цифровизация налогового администрирования (используются облачные данные, открытые интерфейсы (API), электронные платежи, искусственный интеллект). Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь также активно внедряет новые электронные технологии. В 2023 году запущен электронный сервис «Книга учета доходов и расходов», он удобен для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Министерство также успешно реализовало новый сервис «Информация о суммах налогов и платежей в году». Он позволяет физическим лицам увидеть все начисленные суммы в текущем году и ближайшие сроки уплаты, оплатить налоги можно посредством ЕРИП, используя мобильные банковские и платежные сервисы. Также для повышения эффективности налогообложения в 2023 году внедрена цифровая платформа по администрированию налога на профессиональный доход.
Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам:
завершить в 2024 – 2025 годах работу над модельным Налоговым кодексом для государств‑участников СНГ;
продолжить работу по совершенствованию и гармонизации национальных законодательств, регулирующих налоговую политику и налоговое администрирование государств-участников СНГ, путем разработки отдельных модельных законодательных актов.
2. Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службе продолжать работу по мониторингу национальных законодательств государств-участников СНГ в налоговой сфере, выявлению лучших практик в сфере налогообложения и применению их при совершенствовании российской налоговой системы и донастройке законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
3. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить настоящие рекомендации в парламенты государств-участников СНГ, заинтересованные органы, министерства и ведомства.