«Круглые столы»

«О практическом применении института единого налогового счета»

Рекомендации

В соответствии с пунктом 4.155 плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2024 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 18 марта 2024 года заседание «круглого стола» на тему
«О практическом применении института единого налогового счета».

В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Обсудив вопросы совершенствования законодательного
и нормативно-правового регулирования применения института единого налогового счета, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

Применение института единого налогового счета (далее – ЕНС)
с 1 января 2023 года привело к снижению налоговых поступлений
в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
и возникновению кассовых разрывов при исполнении региональных
и особенно местных бюджетов.

С учетом необходимости адаптации к переходу на новый порядок уплаты налогов и сборов и в целях обеспечения стабильности поступлений доходов региональных и местных бюджетов Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации осуществлял в 2023 году мониторинг применения
института ЕНС. Оперативно вносились необходимые изменения
в законодательство Российской Федерации и соответствующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

Были внесены изменения в части установления приоритета налога
на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), перечисляемого налоговыми агентами, перед иными платежами при определении принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа (Федеральный закон от 29 мая 2023 года № 196-ФЗ). Был реализован механизм, при котором при наличии положительного сальдо ЕНС налогоплательщика суммы региональных и местных налогов стали поступать в соответствующие бюджеты сразу после направления налоговым
органом налогоплательщику-физическому лицу налогового уведомления,
что потенциально сократило время поступления денежных средств
в региональные и местные бюджеты с установленного срока уплаты имущественных налогов (декабрь) до начала кампании по рассылке налоговых уведомлений (август-сентябрь) (Федеральный закон от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ). Налоговые агенты получили возможность направлять уведомления об исчисленных суммах НДФЛ дважды в месяц, что позволило дважды в месяц перечислять в бюджетную систему суммы уплачиваемого НДФЛ.

Также было изменено взаимодействие ФНС России и Федерального казначейства, что позволило направлять платежи в региональные и местные бюджеты с первого дня наступления нормативного срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Так, начиная с марта 2023 года зачисления
в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации осуществляются внутри календарного месяца.

С 1 января 2024 года в обязательном порядке установлено, что НДФЛ уплачивается по двум срокам: в отношении исчисленного и удержанного налога за период с 1-го по 22-е число текущего месяца – не позднее
28-го числа, в отношении исчисленного и удержанного налога с 23-го числа по последнее число текущего месяца — не позднее 5-го числа следующего месяца (Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ).

Указанные меры существенно повысили оперативность
и стабильность поступления доходов в региональные и местные бюджеты. Выросли и общие поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации, которые в 2023 году составили 6,5 трлн рублей,
что на 14,1% больше аналогичного периода 2022 года.

Таким образом, основные проблемы поступления налогов и сборов
в бюджетную систему Российской Федерации, возникшие в связи с введением ЕНС, в настоящее время урегулированы. Однако, учитывая важность вопроса, необходимо в течение 2024 года осуществлять мониторинг применения ЕНС.

 

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службе:

продолжить работу по мониторингу применения института ЕНС
и в случае выявления проблем подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и соответствующие нормативные правовые акты.

2. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провести в период осенней сессии 2024 года расширенное заседание комитета с приглашением сенаторов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации Минфина России, ФНС России, Федерального казначейства и заслушать информацию ФНС России
о результатах практического применения ЕНС.