«Круглые столы»

«О ходе использования субъектами Российской Федерации инфраструктурных бюджетных и специальных казначейских кредитов и о расширении возможностей их дальнейшего использования для достижения целей национальных проектов»

Рекомендации

В соответствии с планом мероприятий (перечень поручений) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года (п.7) Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провели 22 марта 2024 года «круглый стол» на тему «О ходе использования субъектами Российской Федерации инфраструктурных бюджетных и специальных казначейских кредитов и о расширении возможностей их дальнейшего использования для достижения целей национальных проектов».

В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», акционерного общества «ДОМ.РФ», государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

Обсудив вопросы использования субъектами Российской Федерации инфраструктурных бюджетных и специальных казначейских кредитов для достижения целей национальных проектов, участники заседания «круглого стола» отметили следующее.

Запущенный по поручению Президента Российской Федерации в 2021 году механизм предоставления в рамках «Инфраструктурного меню» бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК) на 15 лет под 3% годовых стал самым масштабным инструментом данного меню и способствовал стимулированию регионов к развитию своей инфраструктуры.

В соответствии с принятыми решениями Президиума (Штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации одобрено предоставление 83 субъектам Российской Федерации на 2021–2025 годы ИБК в сумме 1,0 трлн рублей на реализацию 956 объектов и мероприятий инженерно-коммунальной, дорожной, транспортной, социальной и иных видов инфраструктур.

Всего за период 2021 – 2023 годов до субъектов Российской Федерации было доведено – 503,93 млрд рублей, освоено – 498,48 млрд рублей.

Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов обеспечило увеличение инвестиционных расходов в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и снижение их коммерческой задолженности.

По информации Минэкономразвития России, предоставление ИБК субъектам Российской Федерации на реализацию инфраструктурных проектов должно обеспечить увеличение доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 15,3 процента к 2025 году.

Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2024 году было предложено продлить данную программу и дано поручение по наращиванию портфеля ИБК регионам не менее чем на 250 млрд рублей ежегодно, начиная с 2025 года, что подтверждает большую востребованность данного инструмента инфраструктурного развития.

Также во исполнение поручений Президента Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, приобретение общественного транспорта, на новые субъекты Российской Федерации, реализацию мероприятий в закрытых административно-территориальных образованиях, на мастер-планы городов Дальнего Востока специальных казначейских кредитов в общем объеме до 315,0 млрд рублей в рамках осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета (далее – СКК).

В соответствии с решением Председателя Правительства Российской Федерации в 2023 году общий объем средств СКК в размере 190,0 млрд рублей предоставлены 79 субъектам Российской Федерации. На 14 марта 2024 года сумма освоенных средств СКК составила 111,0 млрд рублей.

Участники «круглого стола» в ходе обсуждения вопросов по теме заседания отметили проблемы, которые возникают при использовании ИБК и СКК, риски достижения целей национальных проектов при освоении бюджетных кредитов, а также пути решения возникающих проблем и направления дальнейшего расширения возможностей использования данных бюджетных кредитов.

Участниками «круглого стола» предложено рассмотреть вопрос о сокращении инвестиционной поддержки субъектов Российской Федерации, не обеспечивающих достижение планируемых целевых показателей реализации инфраструктурных проектов, предусмотрев возможность сокращения и перераспределения соответствующих лимитов бюджетных кредитов по другим субъектам Российской Федерации.

Кроме того, было предложено рассмотреть возможность участия в погашении ИБК бизнеса, получающего прибыль от инфраструктурных проектов, реализуемых за счет данных кредитов.

Также участниками «круглого стола» была отмечена необходимость более активного привлечения регионами ИБК для реализации инфраструктурных проектов, способствующих повышению их бюджетной устойчивости, развитию их экономического потенциала и повышению самодостаточности региональных экономик.

Учитывая вышеизложенное и результаты состоявшегося обсуждения, участники «круглого стола» решили рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации:

сформировать публичный реестр проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются средства ИБК и СКК, с указанием детализированной информации по каждому проекту;

проработать дополнительные меры поддержки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предусмотрев особый порядок предоставления ИБК для тех субъектов Российской Федерации, которые в силу низкой инвестиционной привлекательности не могут реализовывать крупные инфраструктурные проекты за счет бюджетных кредитов;

отразить в составе показателей федерального проекта «Инфраструктурное меню» определенные Правительством Российской Федерации социально-экономические эффекты предоставления ИБК и СКК;

обеспечить декомпозицию показателя по увеличению доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 15,3 % к 2025 году в части реализации проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются средства ИБК и СКК;

рассмотреть возможность направления бюджетных средств, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры;

проработать вопрос о расширении перечня направлений использования ИБК.

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

принять меры по повышению качества инфраструктурных проектов с целью минимизации внесения изменений в параметры инфраструктурных проектов в ходе их реализации, а также обеспечить сохранение показателей, отражающих социально-экономический эффект от реализации ИБК, после корректировки инфраструктурных проектов;

активизировать работу по привлечению средств внебюджетных источников финансирования инфраструктурных проектов;

принять меры по повышению эффективности использования средств ИБК, обеспечив их своевременное и целевое освоение, и усилить контроль за своевременностью достижения целевых показателей реализации инфраструктурных проектов.

3. Поручить Счетной палате Российской Федерации совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации продолжить проверку целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.