«Круглые столы»

«О влиянии специальных налоговых режимов на развитие предпринимательства в производственной сфере»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 8 декабря 2023 года заседание «круглого стола» на тему «О влиянии специальных налоговых режимов на развитие предпринимательства в производственной сфере».

В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по труду и занятости, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, представители общественных организаций, а также научных кругов.

Обсудив вопросы влияния специальных налоговых режимов на развитие предпринимательства в производственной сфере, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

Специальные налоговые режимы являются весьма востребованными. Так, из почти 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) в 2022 году 81% субъектов применяли специальные налоговые режимы. В их числе 30% составляют организации и 70% – индивидуальные предприниматели. Такое соотношение является стабильным на протяжении 3 лет. При этом субъекты МСП производственной сферы составляют всего 7% от общей численности субъектов МСП. Общая численность субъектов МСП за 3 прошедших года выросла на 4,7%, также немного увеличилось и число производств. Численность плательщиков, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее – НПД), или «самозанятых» в период с 2020 года по 2022 год выросла в 4 раза и достигла 8,8 млн человек. Среди «самозанятых» на четвертом месте как раз те, кто осуществляет свою деятельность в производственной сфере.

Участники заседания отметили также положительную динамику в части объемов поступления по налогам, уплачиваемым субъектами МСП. Так, прирост поступлений за три года с 2020 года по 2022 год по общей системе налогообложения составил 74,5%, по патентной системе налогообложения (далее – ПСН) – 191,5%, по системе налогообложения
для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее – ЕСХН) – 53,7%, по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 37,5%, НПД вырос в 11 раз.
Оборот субъектов МСП вырос за указанный период на 62,5% и составил по итогам 2022 года 127,0 трлн рублей. Положительная динамика также сохраняется в 2023 году.

Вместе с тем доля производственных МСП не растет, остается на уровне 7% (колебание порядка 6,75–6,8%). Однако доля производственного сектора в общем обороте составляет порядка 10%. Данное обстоятельство, по мнению участников заседания, вызывает настороженность, особенно учитывая необходимость решения задач по обеспечению технологического суверенитета Российской Федерации.

Участники заседания обратили внимание на ряд сохраняющих актуальность проблемных вопросов развития субъектов МСП. В их числе особенно была отмечена необходимость реализации поручений Президента Российской Федерации по созданию переходного налогового режима для купирования, по сути, резкого роста налоговой нагрузки при переходе предпринимателей, применявших специальные налоговые режимы и утративших право на их применение, на общую систему налогообложения. Рост нагрузки главным образом связан с возникновением обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (далее – НДС).

В части специальных налоговых режимов отмечается отсутствие индексации порога остаточной стоимости основных средств по упрощенной системе налогообложения (далее – УСН). Необходимость повышения данного параметра поддержана 49 субъектами Российской Федерации, однако 25 регионов высказали опасения, что такой шаг может повлечь выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы. Также требует решения вопрос возвращения УСН для компаний ювелирной отрасли, производящих и (или) реализующих изделия из серебра.

Многолетнюю историю имеет вопрос создания гармоничного порядка взаимодействия между бизнесом, работающим на общей системе налогообложения, и малыми компаниями, работающими на специальных режимах без НДС. Одним из вариантов его решения является предоставление возможности плательщикам УСН быть плательщиками НДС. Это позволит малым компаниям беспрепятственно встраиваться в производственные цепочки.

С 1 июля 2022 года на территориях города федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) реализуется эксперимент по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – АУСН). Применение данного режима позволяет существенно снизить финансовую и административную нагрузку на предпринимателей. Однако количество плательщиков в настоящее время еще незначительное – порядка 10 тыс. налогоплательщиков. Вместе с тем многие регионы выказывают желание войти в состав участников эксперимента.

Еще один вопрос, требующий решения, – это предоставление физическим лицам и плательщикам НПД возможности добровольно вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Из 8,8 млн «самозанятых» 8,3 млн (95%) – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Добровольно участвовать в системе государственного социального страхования на случай временной нетрудоспособности они не могут.

Таким образом, в настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательного регулирования механизмов налогообложения субъектов МСП, в том числе производственного сектора.
В сложившихся условиях в связи с введением иностранными государствами ограничительных мер в отношении Российской Федерации, уходом с российского рынка ряда иностранных товаропроизводителей необходимо создание дополнительных стимулов для развития отечественного производства при одновременном соблюдении баланса интересов государства, бизнеса и потребителей.

 

Учитывая изложенное, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

предусмотреть при формировании особых условий налогообложения для налогоплательщиков, утративших право на применение специальных налоговых режимов в связи с превышением предельного размера дохода и (или) предельной численности работников, их распространение на все субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в сфере производства;

рассмотреть вопрос об индексации до 3 млн рублей предельной суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), ограничивающей право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;

рассмотреть вопрос об увеличении до 120 млн рублей предельного размера дохода, ограничивающего право на освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;

рассмотреть вопрос о предоставлении налогоплательщикам, применяющим УСН и осуществляющим свою деятельность в производственной сфере, возможности приобретения статуса плательщика НДС, в том числе с установлением предельного минимального срока, в течение которого не допускается изменение данного статуса по инициативе налогоплательщика;

рассмотреть вопрос об установление «нулевой» ставки НДС для субъектов малого бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоны Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о предоставлении возможности перехода на УСН налогоплательщиком, применявшим ПСН и утратившим право на ее применение, с начала периода, на который был получен патент, независимо от совмещения УСН и ПСН таким налогоплательщиком;

рассмотреть вопрос об увеличении до 200 млн рублей предельного размера остаточной стоимости основных средств, ограничивающий право на применение УСН, включая ежегодную индексацию данного параметра на коэффициент-дефлятор;

рассмотреть вопрос о введении механизма ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор предельного размера дохода, ограничивающего право на применение ПСН;

рассмотреть вопрос о возможности предоставления налогоплательщику права применения в рамках УСН механизма автоматического расчета налоговых платежей и освобождения от необходимости предоставлять налоговую отчетность, который реализован в настоящее время в рамках АУСН;

рассмотреть вопрос о продлении после 31 декабря 2024 года срока действия полномочий субъектов Российской Федерации по установлению нулевой налоговой ставки в целях применения УСН и ПСН для вновь зарегистрированных налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность соответственно в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, услуг по предоставлению мест для временного проживания;

рассмотреть вопрос о предоставлении полномочий субъектам Российской Федерации по установлению нулевой налоговой ставки в целях применения УСН и ПСН для вновь зарегистрированных налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере туризма;

рассмотреть вопрос о предоставлении права субъектам Российской Федерации снижать для налогоплательщиков, применяющих УСН и допустивших превышение установленных максимальных значений дохода и средней численности работников, размеры налоговых ставок с 8% до 6% (при объекте налогообложения «доходы») и с 20% до 15% (при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»);

рассмотреть вопрос об установлении раздельного учета доходов при совмещении УСН и ПСН;

проработать вопрос о расширении территории эксперимента по установлению АУСН и о предоставлении субъектам Российской Федерации полномочий по введению данного режима на их территориях;

предусмотреть для «самозанятых» возможность добровольного участия в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

рассмотреть вопрос о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях периодов добровольной уплаты плательщиками НПД, осуществляющих деятельность на данных территориях, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

рассмотреть вопрос о предоставлении возможности применения НПД при осуществлении деятельности по сдаче физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в аренду (найм) нежилых помещений (апартаментов), гаражей, машино-мест, наделив субъекты Российской Федерации правом устанавливать на территории регионов ограничения по количеству, видам, площади и стоимости объектов;

рассмотреть вопрос о снижении тарифов страховых взносов до 7,6% в отношении субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют деятельность в сфере производства;

рассмотреть вопрос о снижении тарифов страховых взносов до 7,6% в отношении субъектов МСП, имеющих статус социального предприятия и применяющих УСН, в первые три года работы.

2. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой продолжить работу по донастройке специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», в том числе в целях повышения привлекательности данного режима для субъектов предпринимательства.

3. Федеральной налоговой службе проработать вопрос о расширении перечня информации, содержащейся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, включив в него информацию о численности занятых у субъектов МСП и количестве плательщиков НПД (физических лиц, индивидуальных предпринимателей) по видам осуществляемой деятельности, указанных при регистрации в качестве плательщика НПД, в разрезе муниципальных образований региона.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять мониторинг практики применения специальных налоговых режимов на региональном уровне, в том числе в части создания благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в производственной сфере, и внедрять лучшие инструменты такого регулирования.

5. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить рекомендации «круглого стола» в Государственную Думу, Счетную палату Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.