«Круглые столы»

«Совершенствование законодательства, регулирующего закупочную деятельность, в целях структурной перестройки экономики»

Рекомендации

Заслушав выступления первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухина, заместителя Министра финансов Российской Федерации А.М. Лаврова, заместителя Руководителя Федерального казначейства А.Т. Катамадзе, директора Департамента аудита в сфере закупок и энергетического комплекса Счетной палаты Российской Федерации А.В. Ткаченко, заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России Л.С. Матвеевой, других участников заседания, а также учитывая актуальность вопроса своевременного удовлетворения государственных
и муниципальных нужд и обеспечения прав поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях структурной перестройки экономики, участники «круглого стола» решили:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) вынести на рассмотрение Евразийской экономической комиссии вопросы:

сокращения сроков заключения контрактов;

актуализации способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

расширения категорий участников закупки, которым могут предоставляться преимущества при осуществлении закупок (например, «самозанятым» гражданам);

дополнения перечня оснований для включения информации
об участнике закупке, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

2) рассмотреть возможность разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих:

снижение размера обеспечения заявки на участие в закупке, участниками которой могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, установив
его от одной второй процента до двух процентов начальной (максимальной) цены контракта;

сокращение срока возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, до сроков, установленных для оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

регламентацию механизма проверки соответствия потенциального единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) единым требованиям
к участникам закупки;

упрощенный порядок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в единой информационной системе в сфере закупок;

расширение случаев, при которых в заявке на участие
в закупке указывается только согласие на выполнение работ, оказание услуг;

упрощение порядка осуществления приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта, в том числе в части сокращения минимального числа лиц, входящих в состав приемочной комиссии, или установления обязанности подписания документа о приемке только присутствующими лицами в количестве не менее трех человек;

распространение возможности осуществления централизованных закупок в отношении автономных учреждений и иных юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

продление права Правительства Российской Федерации и высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации устанавливать
иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также продление права определять порядок осуществления закупок в таких случаях;

установление отложенных сроков вступления в силу изменений
в подзаконные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд в целях подготовки участников контрактной системы к реализации таких изменений;

предоставление заказчику возможности отказа от заключения или от исполнения контракта в случае обнаружения заказчиком недостоверной информации в составе заявки на участие в закупке, в том числе в документах, предоставляемых по критериям оценки (например, в документах, подтверждающих квалификацию участника закупки);

исключение дублирования контроля в сфере закупок в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля;

предоставление заказчику права осуществлять закупку, предметом контракта которой может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту
и (или) сносу объекта капитального строительства;

установление возможности изменения существенных условий контрактов на выполнение работ по благоустройству по аналогии
со строительными работами;

3) рассмотреть возможность внесения изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:

постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля
2017 года № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части установления сроков внесения изменений в позиции каталога товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд по аналогии
со сроками, предусмотренными для рассмотрения обращений граждан Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 года № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» в части наделения оператора электронной площадки обязанностью предоставлять заказчику в отношении участников закупок, прошедших регистрацию в единой информационной системе в сфере закупок, информацию о включении таких участников закупок в реестр иностранных агентов;

постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 года № 814 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об оценке эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль
за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» в части наделения Минфина России обязанностью включения в сводный аналитический отчет оценки эффективности осуществления закупок, мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) ускорить разработку типовых условий контрактов в целях их применения заказчиками.

2. Рекомендовать Минфину России:

разработать новые актуальные методические рекомендации
по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара,
работы, услуги;

возобновить практику проведения экспертного совета по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с участием представителей органов власти субъектов Российской Федерации.

3. Рекомендовать ФАС России провести анализ эффективности контроля в сфере закупок в 2019 – 2022 годах, в том числе с учетом:

жалоб на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке;

жалоб на действия (бездействие) субъекта контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

жалоб на действия (бездействие) субъекта контроля, совершенные
при заключении контракта после размещения в единой информационной системе в сфере закупок протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола
(при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона);

выданных предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

неисполненных предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

обращений в суд о расторжении контрактов, заключенных
по результатам закупки, проведенной с нарушением Федерального закона
от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Рекомендовать Комитету по бюджету и финансовым рынкам
разработать в период осенней сессии 2023 года проекты федеральных законов, предусматривающие:

введение обеспечения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля в сфере закупок и установление обязанности ее перечисления
в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации
в случае признания каждой третьей жалобы необоснованной в течение одного квартала календарного года;

внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся нарушений положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в целях исключения конкуренции отдельных составов правонарушений.