Рекомендации
Заслушав выступления первого заместителя председателя Комитета
Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухина, заместителя Министра
финансов Российской Федерации А.М. Лаврова, заместителя Руководителя
Федерального казначейства А.Т. Катамадзе, директора Департамента
аудита в сфере закупок и энергетического комплекса Счетной палаты Российской
Федерации А.В. Ткаченко, заместителя начальника Управления контроля
размещения государственного заказа
ФАС России Л.С. Матвеевой, других участников заседания, а также учитывая актуальность
вопроса своевременного удовлетворения государственных
и муниципальных нужд и обеспечения прав поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
в целях структурной перестройки экономики, участники «круглого стола»
решили:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) вынести на рассмотрение Евразийской экономической комиссии вопросы:
сокращения сроков заключения контрактов;
актуализации способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
расширения категорий участников закупки, которым могут предоставляться преимущества при осуществлении закупок (например, «самозанятым» гражданам);
дополнения перечня оснований для
включения информации
об участнике закупке, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр
недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
2) рассмотреть возможность разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих:
снижение размера обеспечения заявки на участие в закупке, участниками которой могут быть
только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные
некоммерческие организации, установив
его от одной второй процента до двух процентов начальной (максимальной) цены
контракта;
сокращение срока возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, до сроков, установленных для оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
регламентацию механизма проверки соответствия
потенциального единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) единым
требованиям
к участникам закупки;
упрощенный порядок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в единой информационной системе в сфере закупок;
расширение случаев, при которых в заявке на участие
в закупке указывается только согласие на выполнение работ, оказание услуг;
упрощение порядка осуществления приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта, в том числе в части сокращения минимального числа лиц, входящих в состав приемочной комиссии, или установления обязанности подписания документа о приемке только присутствующими лицами в количестве не менее трех человек;
распространение возможности осуществления централизованных закупок в отношении автономных учреждений и иных юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
продление права Правительства Российской Федерации и высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации устанавливать
иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного
поставщика (подрядчика, исполнителя), а также продление права определять
порядок осуществления закупок в таких случаях;
установление отложенных сроков вступления в силу
изменений
в подзаконные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд в целях подготовки участников контрактной системы к реализации таких изменений;
предоставление заказчику возможности отказа от заключения или от исполнения контракта в случае обнаружения заказчиком недостоверной информации в составе заявки на участие в закупке, в том числе в документах, предоставляемых по критериям оценки (например, в документах, подтверждающих квалификацию участника закупки);
исключение дублирования контроля в сфере закупок в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля;
предоставление заказчику права осуществлять закупку,
предметом контракта которой может быть одновременно подготовка проектной
документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту
и (или) сносу объекта капитального строительства;
установление возможности изменения существенных
условий контрактов на выполнение работ по благоустройству по аналогии
со строительными работами;
3) рассмотреть возможность внесения изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля
2017 года № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой
информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования
каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» в части установления сроков внесения изменений в позиции каталога
товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд по аналогии
со сроками, предусмотренными для рассмотрения обращений граждан Федеральным
законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 года № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» в части наделения оператора электронной площадки обязанностью предоставлять заказчику в отношении участников закупок, прошедших регистрацию в единой информационной системе в сфере закупок, информацию о включении таких участников закупок в реестр иностранных агентов;
постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 года № 814 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц, а также об оценке эффективности
деятельности органов контроля, осуществляющих контроль
за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных
правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений
некоторых актов Правительства Российской Федерации» в части наделения
Минфина России обязанностью включения в сводный аналитический отчет оценки
эффективности осуществления закупок, мер по совершенствованию законодательства
Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) ускорить разработку типовых условий контрактов в целях их применения заказчиками.
2. Рекомендовать Минфину России:
разработать новые актуальные методические рекомендации
по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены
контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем),
начальной цены единицы товара,
работы, услуги;
возобновить практику проведения экспертного совета по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с участием представителей органов власти субъектов Российской Федерации.
3. Рекомендовать ФАС России провести анализ эффективности контроля в сфере закупок в 2019 – 2022 годах, в том числе с учетом:
жалоб на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке;
жалоб на действия (бездействие) субъекта контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
жалоб на действия (бездействие) субъекта контроля,
совершенные
при заключении контракта после размещения в единой информационной системе в сфере закупок протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика,
исполнителя), подписания такого протокола
(при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона);
выданных предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
неисполненных предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
обращений в суд о расторжении
контрактов, заключенных
по результатам закупки, проведенной с нарушением Федерального закона
от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд».
4. Рекомендовать Комитету по бюджету и финансовым
рынкам
разработать в период осенней сессии 2023 года проекты федеральных законов,
предусматривающие:
введение обеспечения жалобы на действия (бездействие)
субъектов контроля в сфере закупок и установление обязанности ее перечисления
в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации
в случае признания каждой третьей жалобы необоснованной в течение одного
квартала календарного года;
внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся нарушений положений
Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в целях исключения
конкуренции отдельных составов правонарушений.