Рекомендации
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 8 июня 2023 года заседание «круглого стола» на тему «Акцизное налогообложение: проблемы и направления совершенствования».
В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и других федеральных органов исполнительной власти, представители общественных организаций, а также научных кругов.
Обсудив вопросы акцизного обложения отдельных видов товаров в Российской Федерации, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.
Акциз является одним из рычагов государственного регулирования производства и потребления отдельных видов товаров. Законодательство в этом направлении развивается – уточняются правила взимания отдельных акцизов, вводятся новые. В частности, с 2022 года введен акциз на жидкую сталь, в 2023 году вводится акциз на сахаросодержащие напитки. Уточнены правила обложения продукции нефтегазового сектора, табачных, никотинсодержащих и алкогольных товаров.
В части акцизов на этиловый спирт, алкогольную, табачную и никотинсодержащую продукцию участниками заседания отмечена проводимая ежегодно индексация ставок этих акцизов, однако размеры этих ставок существенно превышают размеры ставок акцизов, установленные в государствах-членах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), через которые в Российскую Федерацию поступает большой объем импортируемой алкогольной и табачной продукции.
Такой дисбаланс провоцирует отдельных участников рынка к использованию различных схем уклонения от уплаты акцизов, вплоть до поставок нелегальной, контрафактной продукции. В частности, доля контрафактной табачной продукции на российском рынке составляет более 12%. При этом порядка 90% контрафакта ввозится через Республику Беларусь, около 6% – Республику Армения (второй по величине показатель).
В настоящее
время уже реализован ряд мер по противодействию незаконному обороту такой
продукции. Так, с 1 сентября 2023 года вступают в силу федеральные законы от 13 июня 2023 года № 203-ФЗ
«О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий,
табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» и № 204-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации», направленные на сокращение объемов нелегального производства и оборота
табачной и никотинсодержащей продукции. Также на рассмотрении Государственной Думы
находятся проекты федеральных законов № 310855–8 «О внесении изменений в статью 1713 Уголовного кодекса Российской Федерации»
и № 310899–8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях», предусматривающие усиление
административной и уголовной ответственности за нарушения в данной сфере.
По мнению участников заседания, к борьбе с нелегальным рынком необходимо привлекать также регионы. В целях выстраивании глубокой системы противодействия контрафакту необходимо расширение функционала субъектов Российской Федерации по решению таких задач, а также выделение дополнительных источников финансового обеспечения данных мер, в частности, за счет перераспределения части доходов от акцизов на табачную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации, например, 10–15%. Позитивным примером является передача на региональный уровень акцизов на крепкий алкоголь.
Участники
заседания также обратили внимание на ряд проблем, связанных с введением в 2023 году нового вида акцизов – акциза на сахаросодержащие напитки. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2022 года № 443-ФЗ «О внесении
изменений в статью 4
части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон № 443-ФЗ) данный акциз вводится с 1 июля 2023 года,
а для производителей сахаросодержащих напитков, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, – с 1 октября 2023 года.
Данная мера
была инициирована Министерством здравоохранения Российской Федерации. В результате введения акциза на сахаросодержащие напитки с 1 января 2023 года
предполагалось обеспечить финансирование мероприятий федерального проекта «Борьба
с сахарным диабетом» на сумму 25 млрд рублей. Вместе с тем при обсуждении
проекта этого акциза было выявлено много спорных вопросов и опасений бизнеса. В частности, отмечалась неготовность бизнеса к введению акциза с 1 января, как
планировалось. Последовавшее смещение даты введения акциза также вызывает
опасения в отношении объема поступлений по новому акцизу.
Так, согласно Федеральному закону от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
на реализацию федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом» на 2023 год
запланировано лишь 10 млрд рублей (на 2024
и 2025 годы также запланировано по 10 млрд рублей).
Кроме того, участниками заседания было отмечено, что действующее законодательство предусматривает ряд ограничений на использование различных льгот и преференциальных режимов производителями подакцизных товаров. В результате отнесения сахаросодержащих напитков к подакцизным товарам субъекты предпринимательства, осуществляющие их производство, торговлю ими утрачивали право на такие преференции.
Часть проблем была решена в рамках Федерального закона № 443-ФЗ. Однако ряд проблем остаются нерешенными. Так, Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусмотрен запрет на производство и переработку подакцизных товаров на территории особой экономической зоны, за исключение отдельных видов подакцизных товаров, в перечень которых сахаросодержащие напитки не включены. Вместе с тем ряд инвестиционных проектов, реализация которых была начата на территориях особых экономических зон до принятия Федерального закона № 443-ФЗ, предусматривает строительство предприятий по выпуску безалкогольных напитков, в том числе сахаросодержащих. Кроме того, производители сахаросодержащих напитков также утратили право на получение субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, предусмотренных пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Помимо этого, согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров. Аналогичная проблема имеет место и при реализации региональных инвестиционных проектов.
В части акцизов на нефть, продукты переработки углеводородного сырья, включая «обратный» акциз для отдельных видов такой продукции, участниками заседания отмечается следующее.
В действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации механизм «обратного» акциза предусмотрен для 7 групп подакцизных товаров (прямогонного бензина; бензола, параксилола или ортоксилола; авиационного керосина; средних дистиллятов; нефтяного сырья, направляемого на переработку; этана; сжиженных углеводородных газов).
В начале 2023 года был принят Федеральный закон от 23 февраля 2023 года № 36-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», уточнивший формулы расчета средней цены экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5. В результате данной корректировки для налогоплательщиков, осуществляющих переработку нефтяного сырья, сумма налогового вычета по акцизу (обратного акциза) была уменьшена.
На рассмотрении
Государственной Думы находится проект федерального закона № 343052–8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
(внесен 21 апреля 2023 года Правительством Российской Федерации; принят
Государственной Думой в первом чтении 1 июня 2023 года), предусматривающий
введение с
2024 года механизма «обратного» акциза в отношении синтетических каучуков. Причиной
его введения является сложившаяся негативная ситуация на рынке – это и последствия «противоковидных» ограничительных мер, и последствия рестрикций
иностранных государств в отношении Российской Федерации. Кроме того, данным
законопроектом предусматривается также корректировка акцизов на этан и сжиженные углеводородные газы.
Таким образом, в настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательного регулирования механизмов акцизного обложения. В сложившихся условиях, в том числе введения иностранными государствами рестрикций в отношении Российской Федерации, ухода с российского рынка ряда иностранных товаропроизводителей, необходимо создание дополнительных стимулов для развития отечественного производства при одновременном соблюдении баланса интересов государства, бизнеса и потребителей.
Учитывая изложенное, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
№ 343052–8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (о налогообложении акцизами синтетического каучука);
№ 369931–8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики);
№ 310855–8 «О внесении изменений в статью 1713 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части установления уголовной ответственности за безлицензионное производство и оборот табака и табачной продукции);
№ 310899–8
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях» (в части уточнения
административной ответственности за правонарушения в сфере
производства и оборота табачных изделий, табачной и никотинсодержащей
продукции);
№ 284099–8 «О внесении изменений в статьи 53 и 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и статью 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в части совершенствования учета объема производства и оборота лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием «Этанол»);
№ 313756–8 «О внесении изменений в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в части изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, признанных вещественными доказательствами в ходе производства по уголовному делу).
2. Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 мата 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в части исключения из перечня видов контроля, на которые распространяется действие данного постановления, регионального государственного контроля (надзора) в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также сахаросодержащих напитков;
ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, направленного на реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 542, которым предусмотрено включение с 1 апреля 2024 года алкогольной и табачной продукции в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о включении никотинсодержащей продукции, электронных системам доставки никотина, а также сырья для производства алкогольной и табачной продукции в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о досрочном завершении эксперимента по маркировке федеральными специальными марками ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада, и о внедрении данного механизма на постоянной основе исключительно на территории Российской Федерации с запретом на проведение маркировки алкогольной продукции на территориях иностранных государств;
рассмотреть вопрос о введении акциза на медицинский спирт, включая фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанола), предусмотрев механизм компенсации затрат на уплату акциза на спирт, использованный организациями сферы здравоохранения и ветеринарии;
рассмотреть вопрос о введении минимальных розничных цен на пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, а также о создании реестра организаций, осуществляющих оптовую торговлю данной продукцией;
продолжить работу по гармонизации ставок акцизов, установленных в Российской Федерации и в государствах-членах ЕАЭС;
рассмотреть вопрос о сохранении на период до 2025 года размера ставок акцизов на алкогольную продукцию на уровне 2023 года;
рассмотреть вопрос о перераспределении доходов от акцизов на табачную продукцию между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, определив порядок зачисления таких доходов с учетом данных о розничной продаже указанной продукции, отраженных в информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также вопрос о наделении субъектов Российской Федерации полномочиями по противодействию нелегальной продажи табачной продукции;
провести мониторинг эффективности использования доходов от акцизов на сахаросодержащие напитки для финансирования мероприятий федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом» и по его итогам рассмотреть вопрос о перераспределении части указанных доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации;
ускорить
разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части увеличения
до 100% нормативов зачисления доходов от акцизов на автомобильный бензин,
прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или)
карбюраторных (инжекторных) двигателей в бюджеты субъектов Российской
Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа,
предусмотренного перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам
заседания президиума Государственного совета Российской Федерации (утвержден
12 октября 2019 года № Пр-2094ГС) и распоряжением Правительства Российской
Федерации от 24 сентября 2020 года № 2464-р «Об утверждении Национальной
программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года»;
рассмотреть вопрос об исключении акцизов на прямогонный бензин из состава налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и из источников доходов, формирующих объем региональных и муниципальных дорожных фондов, в целях сокращения потерь региональных бюджетов;
рассмотреть вопрос о введении механизма прослеживаемости и идентификации в отношении автомобильного топлива, предусматривающего внедрение специальной информационной системы, включающей учет автомобильного топлива по количественным и качественным показателям на всех этапах его оборота, внедрение обязательной маркировки автомобильного топлива;
рассмотреть вопрос об изменении подхода к уплате государственной пошлины за предоставление (переоформление, продление) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, установив дифференцированный размер в зависимости от количества мест осуществления данного вида деятельности.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации:
ускорить разработку и внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в подпункт 3 части 5 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в части исключения сахаросодержащих напитков из перечня товаров, производство и переработка которых на территории особой экономической зоны не допускается;
рассмотреть вопрос о снятии запрета на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство (реализацию) сахаросодержащих напитков, а также запрета на использование ими инструментов льготного лизинга и иных подобных государственных программ поддержки.
4. Министерству финансов Российской Федерации:
ускорить разработку и внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих:
внесение изменений в абзац 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения сахаросодержащих напитков из перечня товаров, на производство которых не может быть направлен региональный инвестиционный проект;
внесение изменений в абзац 8 пункта 4 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления возможности уплаты акциза на сахаросодержащие напитки по выбору налогоплательщика: по месту производства таких товаров, по месту нахождения налогоплательщика, по месту нахождения каждого обособленного подразделения в части осуществляемых ими операций;
внесение изменений в пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части снятия запрета на представление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат на производство (реализацию) сахаросодержащих напитков;
ускорить утверждение плана мероприятий (дорожной карты) по осуществлению с 2024 года перехода на уплату акциза на табачную и никотинсодержащую продукцию на основании данных государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и информировать заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Совет Федерации на постоянной основе о статусе реализации мер, предусмотренных указанным планом мероприятий;
разъяснить вопрос о порядке оформления счетов-фактур в связи с отнесением с 1 июля 2023 года сахаросодержащих напитков к категории подакцизных товаров, а также о порядке отражения в них сумм акциза на сахаросодержащие напитки;
рассмотреть вопрос о закреплении исчерпывающего перечня кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС в отношении сахаросодержащих напитков, относящихся к подакцизным товарам, в целях исключения споров о правомерности отнесения или неотнесения напитков к данной категории;
осуществлять мониторинг динамики производства и оборота сахаросодержащих напитков, подлежащих обложению акцизом, в том числе в части изменения производителями сахаросодержащих напитков рецептуры их изготовления, включая замену сахара (глюкозы, фруктозы, сахарозы, декстрозы, мальтозы, лактозы), и (или) сиропа с сахаром, и (или) меда, использовавшихся ранее, на иные сахара или синтетические сахарозаменители, и отнесения напитков в результате таких изменений к категории освобождаемых от обложения акцизом; о результатах указанного мониторинга информировать Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;
утвердить методику расчета нормативов распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации, определив формулу их расчета, исходя из следующих показателей:
0,35 доли протяженности автомобильных дорог регионального и местного значения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
0,25 доли количества автотранспортных средств, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
0,4 доли розничной продажи нефтепродуктов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и ООО «Оператор-ЦРПТ» продолжить работу по внедрению государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков.
6. Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе в рамках осуществления своих полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах использовать сведения из государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении безалкогольных напитков, являющихся подакцизной продукцией, с учетом сроков вступления в силу требований об обязательной маркировке средствами идентификации указанной продукции.
7. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации осуществлять мониторинг динамики розничного ценообразования на сахаросодержащие напитки в связи с отнесением их с 1 июля 2023 года к категории подакцизных товаров, о результатах указанного мониторинга информировать Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
8. Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка продолжить работу по утилизации алкогольной продукции и оборудования, изъятых из незаконного оборота и находящихся на хранении, ежеквартально информировать Совет Федерации об объемах утилизированных и планируемых к утилизации алкогольной продукции и оборудования, изъятых из незаконного оборота и находящихся на хранении, а также о сроках такой утилизации.
9. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проработать вопрос о внедрении дополнительных мероприятий, направленных на выявление мест производства и торговли нелегальной, контрафактной алкогольной продукцией.
10. Министерству здравоохранения Российской
Федерации направлять в Комитет Совета
Федерации по бюджету и финансовым рынкам информацию об объемах поступивших
доходов от акциза на сахаросодержащие напитки и направленных на финансирование
мероприятий федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом»:
по предварительным итогам за 2023 год – в срок до 1 декабря 2023 года;
по итогам 2023 и 2024 годов – ежеквартально.
11. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществлять мониторинг динамики производства и оборота безалкогольных напитков, включая сахаросодержащие напитки, подлежащие обложению акцизом, в том числе в части изменения производителями сахаросодержащих напитков рецептуры их изготовления, включая замену сахара (глюкозы, фруктозы, сахарозы, декстрозы, мальтозы, лактозы), и (или) сиропа с сахаром, и (или) меда, использовавшихся ранее, на иные сахара или синтетические сахарозаменители, и степени негативного воздействия на здоровье потребителей в связи с такой заменой; о результатах указанного мониторинга информировать Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
12. Федеральной службе по регулированию
алкогольного рынка и
ООО «Оператор-ЦРПТ» обеспечить
проведение ежемесячных сверок объемов введенных в оборот пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в кеги, по данным государственной
информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной
маркировке средствами идентификации и единой государственной автоматизированной
информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции.
13. Федеральной налоговой службе совместно с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос о внедрении на платформе Федеральной налоговой службы механизмов налогового администрирования участников нефтяной отрасли на основе электронного документооборота и данных товарного баланса нефтепродуктов.
14. Счетной палате Российской Федерации провести проверку целевого и эффективного использования
средств федерального бюджета, выделенных в соответствии с пунктом 55 части 1
статьи 21 Федерального закона от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на
2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на реализацию мероприятий федерального
проекта «Борьба с сахарным диабетом».
15. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
проработать вопрос о формировании и внедрении стимулирующих механизмов, направленных на эффективное реинвестирование производителями подакцизных товаров полученных средств от налоговых вычетов по акцизам;
проработать совместно с органами местного самоуправления вопрос о внедрении дополнительных мероприятий, направленных на выявление мест производства и торговли нелегальной, контрафактной алкогольной продукцией, в том числе с привлечением органов полиции;
усилить контроль и надзор в отношении лицензиатов и соискателей лицензий на производство и оборот алкогольной продукции, включая проведение внеплановых проверок;
на постоянной основе проводить в отношении лицензиатов работу по профилактике нарушений обязательных требований, предъявляемых к производству и розничной продаже алкогольной продукции, проводить профилактические визиты на объекты производства и торговли.
16. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить рекомендации «круглого стола» в Государственную Думу, Счетную палату Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.