«Круглые столы»

«Развитие рынка ипотечного жилищного кредитования»

Рекомендации

Рекомендации «круглого стола» на тему «Развитие ипотечного жилищного кредитования»

 

25 апреля 2023 года Совет Федерации

 

В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2023 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 25 апреля 2023 года провели заседание «круглого стола» на тему «Развитие ипотечного жилищного кредитования».

В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, акционерного общества «ДОМ.РФ», экспертного сообщества, а также руководители и специалисты кредитных организаций.

Обсудив предложения по развитию ипотечного жилищного кредитования в целях улучшения демографической и экономической ситуации в регионах, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

Тема развития ипотечного жилищного кредитования является важной и многогранной, затрагивает интересы всех граждан нашей большой страны, так как связана с вопросами обеспечения их жильем, улучшения жилищных условий, в том числе путем создания возможностей для приобретения и строительства жилья с использованием ипотечного кредита.

В 2022 году решение задач федерального проекта «Ипотека» национального проекта «Жилье и городская среда» потребовало комплексного подхода Правительства Российской Федерации и Банка России. Цель федерального проекта по объему предоставленных ипотечных (жилищных) кредитов перевыполнена на 20% — банки предоставили ипотечных кредитов на сумму 4,8 трлн рублей. Общая величина портфеля ипотечных кредитов на балансе банков составляет 14,1 трлн рублей. Однако региональная структура рынка ипотечного кредитования за прошлый год практически не изменилась. Топ-10 регионов традиционных лидеров[1] ипотечного кредитования формируют 50% объема в совокупной выдаче ипотеки. Лидеры, как и прежде – Москва и Московская область. По данным Росстата в 2022 году в России построено 102,7 млн кв. м жилья, из которых почти 30% пришлось на Москву, Московскую область и Краснодарский край.

Вместе с тем участники «круглого стола» отмечают, что реализуемые в настоящее время меры государственной поддержки граждан, основанные на принципе субсидирования со стороны государства процентной ставки по ипотечным (жилищным) кредитам, показали высокую востребованность. Выдача ипотечных кредитов по таким программам составила 46% (2,2 трлн рублей) в общем объеме выданных за 2022 год ипотечных кредитов.

При этом действующие программы поддержки оперативно донастраиваются в зависимости от развития рыночной ситуации.

В федеральном бюджете на 2023–2025 годы на реализацию мер государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования предусмотрено почти 602 млрд рублей. Участники «круглого стола» обращают внимание на необходимость эффективного расходования этих средств с возможностью преимущественного перенаправления их в регионы, испытывающие отток населения и дефицит трудовых ресурсов.

По данным Минстроя России в более чем половине городов страны практически не строится новое жилье (600 из 1117 городов). Остро стоит вопрос запуска строительства объектов жилищного строительства в регионах, испытывающих дефицит нового жилья. При этом важно, чтобы максимальное количество семей в субъектах Российской Федерации могли воспользоваться программами поддержки ипотечного кредитования.

Также участники «круглого стола» отмечают, что важным аспектом дальнейшего развития рынка ипотечного кредитования в регионах является ипотечное кредитование жилья на вторичном рынке.

За 2022 год в России более половины (57,2 млн кв. м или 56%) жилья было построено самими гражданами в рамках индивидуального жилищного строительства, при этом с использованием ипотеки было построено всего порядка 10% домов. В этой связи необходима разработка специальных программ кредитования строительства индивидуальных жилых домов.

В целях обеспечения финансовой устойчивости банковской системы при развитии ипотечного жилищного кредитования необходимо сохранять высокое качество ипотечных кредитов. Участники «круглого стола» поддерживают действия Банка России, направленные на ограничение ипотечного кредитования по заниженной процентной ставке с одновременным завышением стоимости жилья на первичном рынке

Также участники «круглого стола» считают важным отметить, что реализация программ поддержки ипотечного кредитования не должна приводить к снижению доступности жилья для граждан.

Учитывая вышеизложенное, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос повышения адресности программы «Льготная ипотека» в целях:

— снижения оттока населения из регионов, в которых наблюдается нехватка населения и базируются предприятия важнейших отраслей, требующих квалифицированных рабочих рук;

— исключения возможности использования кредитов с использованием программы на приобретение квартир в инвестиционных целях;

2) рассмотреть возможность разработки мер, направленных на снижение (стабилизацию) цен на первичном рынке жилья;

3) предусматривать при разработке новых и (или) совершенствовании действующих программ государственной поддержки граждан в приобретении жилья условия, позволяющие Правительству Российской Федерации оказывать влияние на стоимость жилья, приобретаемого с помощью указанной поддержки;

4) рассмотреть возможность совершенствования программы «Семейная ипотека» в том числе с целью эффективного решения демографических задач в части:

— продления сроков действия программы до 2030 года;

— дифференциации размера субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечному кредиту в зависимости от количества детей в семье и (или) площади приобретаемой квартиры в целях пропорционального снижения процентной ставки по ипотечному кредиту для многодетных семей;

5) рассмотреть возможность создания единой долгосрочной программы ипотечного кредитования строительства объектов индивидуального жилищного строительства с процентной ставкой, сопоставимой с действующими программами льготного ипотечного кредитования, предусмотрев поддержку всех вариантов строительства ИЖС (профессиональным подрядчиком или хозяйственным способом);

6) рассмотреть возможность возобновления меры поддержки, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации № 629, и распространить на субъекты Арктической зоны Российской Федерации возможность получения застройщиками поддержки независимо от размеров среднедушевых доходов населения или разработать иной механизм поддержки застройщиков жилищного строительства в указанной зоне, предусматривающий госсубсидирование застройщиков при реализации низкомаржинальных инвестиционных проектов по жилищному строительству.

2. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и акционерным обществом «ДОМ.РФ» рассмотреть вопрос о разработке программы доступного (льготного) ипотечного кредитования для граждан с целью приобретения или строительства жилых помещений на территориях Арктической зоны Российской Федерации либо возможности распространения действия условий программы «Дальневосточная ипотека» на данные территории.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью оценки влияния национального проекта «Жилье и городская среда» и мер государственной поддержки на равномерное пространственное развитие рынка жилья проработать вопрос о подготовке уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сведений о доле договоров на покупку жилья в субъекте, заключенных жителями других регионов, в том числе с использованием программ льготного ипотечного кредитования.

4. Росстату совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с целью повышения доступности жилья для многодетных семей (семей с детьми) проработать вопрос о ведении мониторинга доли семей по уровням жилищной обеспеченности и дохода, количеству детей и т. п.

5. Центральному банку Российской Федерации:

1) продолжить реализацию мер, направленных на снижение рисков возникновения дисбалансов на рынке ипотечного жилищного кредитования в целях обеспечения его долгосрочного устойчивого развития;

2) разработать и внедрить «Стандарт защиты прав и законных интересов ипотечных заемщиков».

6. Счетной палате Российской Федерации осуществлять мониторинг результативности расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на цели поддержки рынка ипотечного кредитования и жилищного строительства.

 

 



[1] Топ 10 лидеров рынка: Москва, Московская область, Тюменская область, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Свердловская область, Краснодарский край, Республика Татарстан, Челябинская область, Ростовская область.