Рекомендации
Рекомендации
по итогам «круглого стола» на тему «О ходе исполнения мероприятий национальных проектов: текущее состояние, проблемы, сроки реализации»
город Москва 22 марта 2023 года
В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2023 года (п. 4.139) Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике, Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитетом Совета Федерации по социальной политике провели «круглый стол» на тему «О ходе исполнения мероприятий национальных проектов: текущее состояние, проблемы, сроки реализации».
В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, курирующих исполнение мероприятий национальных проектов, а также Счетной палаты Российской Федерации.
Обсудив вопросы исполнения мероприятий национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (далее – нацпроекты), участники «круглого стола» отмечают следующее.
Нацпроекты с 2019 года являются
основным инструментом достижения целей развития Российской Федерации,
определенных Указами Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и
от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года». Кроме того, в 2021 году разработан
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года.
До настоящего времени не предусмотрено продление сроков реализации нацпроектов после 2024 года.
При этом на продолжение реализации отдельных мероприятий федеральных проектов, входящих в 2023 и 2024 годах в состав национальных проектов (программ), в федеральном бюджете в 2025 году зарезервированы бюджетные ассигнования в объеме до 497,9 млрд рублей, которые будут распределены на основании решений Правительства Российской Федерации. Кроме того, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2023 года разработать и утвердить новый федеральный проект по развитию отечественной робототехники. Также ведется подготовка федерального проекта «Оздоровление водных объектов».
В рамках бюджетного процесса была произведена существенная корректировка и уточнение показателей нацпроектов на 2023 и 2024 годы, обусловленная главным образом адаптацией российской экономики к новым условиям и окончанием срока реализации нацпроектов.
С учетом изменившихся геополитических и экономических условий упрощены отдельные процедуры управления госпрограммами и нацпроектами, в том числе:
— делегирование полномочий по принятию решений о корректировке параметров программ и проектов их кураторам и руководителям;
— переход на ежеквартальную отчетность с формированием
на ежемесячной основе отдельных фактических данных в автоматическом режиме.
Положительной динамике реализации нацпроектов способствовало проведение большой работы по их актуализации, а также «переформатирование» государственных программ Российской Федерации, предусматривающее их перевод на единые проектные принципы управления с повышением управленческой гибкости, совершенствование механизма целеполагания с ориентацией на достижение национальных целей развития, цифровой формат взаимодействия.
Ответственные за реализацию конкретных национальных проектов государственные структуры (ведомства) провели оптимизацию параметров нацпроектов.
Следует положительно оценить существенный рост исполнения национальных проектов в 2022 году по сравнению с предыдущими периодами. Кассовое исполнение бюджетов всех нацпроектов за январь-декабрь 2022 года составило 98,7% к бюджетным ассигнованиям (показателям), установленным сводной бюджетной росписью на 2022 год, что выше уровня исполнения нацпроектов за 2021 год на 0,9 процентных пункта.
Увеличение уровня финансирования и исполнения национальных проектов в настоящее время способствует проведению структурной перестройки российской
экономики. Вместе с тем сохраняются риски неполного достижения целей
национального развития в связи
с существенными отклонениями показателей финансирования нацпроектов от их
объемов, утвержденных паспортами нацпроектов, а также
от утвержденных в предыдущем бюджетном цикле проектировок. Счетная палата Российской
Федерации по результатам анализа реализации государственных программ (национальных
проектов) за предыдущие годы отмечала факты недостижения или снижения значения
отдельных показателей, влияющих на достижение национальных целей развития.
Также участники «круглого стола» отмечают необходимость при достигнутом высоком уровне кассового исполнения расходов нацпроектов обеспечить фактическое исполнение запланированных мероприятий нацпроектов.
Кроме того, следует обеспечить приоритет выполнения мероприятий по строительству социально значимых капитальных объектов в субъектах Российской Федерации. Наиболее ресурсоемкими являются нацпроекты «Демография», «Безопасные и качественные дороги», «Здравоохранение», «Образование», на реализацию которых направляется более половины всех бюджетных ассигнований на нацпроекты.
По данным Счетной палаты Российской Федерации, по итогам 2022 года на реализацию нацпроектов субъектам Российской Федерации перечислены межбюджетные
трансферты в сумме 1 136,9 млрд рублей (98,1% объема сводной бюджетной
росписи), в том числе субсидий –
745,7 млрд рублей (97,5%), субвенций – 162,65 млрд рублей (99,7%), иных
межбюджетных трансфертов – 228,5 млрд рублей (99%). По сравнению
с 2021 годом объем перечисленных бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетных трансфертов
на реализацию нацпроектов увеличился на 48,4%.
Расходование бюджетных средств на достижение национальных целей развития осуществляется регионами в приоритетном порядке. При этом регионами отмечается необходимость значительного уточнения в течение года объемов расходов на мероприятия в рамках нацпроектов в связи с изменением объема средств, предоставляемых из федерального бюджета.
В связи с отсутствием решения о продлении после 2024 года нацпроектов в 2025 году предусмотрено значительное снижение объемов межбюджетных трансфертов на реализацию нацпроектов.
Поскольку
существенная доля мероприятий нацпроектов находится
в зоне ответственности субъектов Федерации, участники
«круглого стола» обращают внимание на необходимость в условиях
сложной геополитической обстановки и внешнего санкционного давления сохранения
финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации для развития в первую
очередь социальной и транспортной инфраструктуры в регионах с учетом удорожания
стоимости выполнения работ, а том числе в рамках нацпроектов.
Участники «круглого стола» отмечают, что нацпроекты показали востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. Они позволяют сконцентрировать усилия государства на конкретных проблемах и оперативно подстраиваются под возникающие вызовы, выступают стабилизирующим фактором, способствующим адаптации экономики и общества к новым условиям.
Вместе с тем достижению результатов мероприятий нацпроектов препятствуют недостаточный в ряде случаев уровень организации работы региональными органами власти, а также позднее согласование проектно-сметной документации, поздние сроки заключения контрактов субъектами Российской Федерации, низкие темпы строительства, расторжение контрактов в связи с недобросовестностью поставщиков.
Учитывая вышеизложенное и результаты состоявшегося обсуждения, участники «круглого стола» приняли решение:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о необходимости и целесообразности продления сроков реализации национальных проектов (программ), а также об обеспечении взаимоувязки мер, осуществляемых в рамках их реализации;
обеспечить эффективное использование выделяемых на реализацию национальных проектов средств и усилить контроль за своевременностью достижения результатов федеральных проектов;
принять необходимые меры для достижения целевых показателей развития в рамках соответствующих национальных целей, в том числе предусмотреть объемы финансового обеспечения реализации нацпроектов, достаточные для достижения их целей и выполнения установленных показателей;
повысить обоснованность плановых значений показателей национальных и федеральных проектов;
осуществлять на постоянной основе оценку рисков реализации национальных и федеральных проектов, продолжив работу по определению подходов по их минимизации;
закрепить в соответствующих нормативных правовых актах и методических документах запрет на изменение в конце текущего года (в ноябре – декабре) плановых значений показателей национальных и федеральных проектов, плановых значений результатов федеральных проектов;
продолжить работу по совершенствованию системы планирования бюджетных ассигнований, предоставляемых на реализацию нацпроектов, с учетом минимизации корректировок объемов указанных бюджетных ассигнований в конце текущего года;
соблюдать применение предельного уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, определенного в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999, при реализации нацпроектов;
обеспечить в кратчайшие сроки актуализацию паспортов нацпроектов и входящих в их состав федеральных проектов;
активизировать работу по привлечению внебюджетных источников финансирования мероприятий нацпроектов;
рассмотреть вопрос о расширении оснований для списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предусмотрев списание основного долга при условии направления высвобождаемых средств на реализацию мероприятий нацпроектов с учетом достижения в субъекте Российской Федерации целевых значений показателей, характеризующих национальные цели развития;
рассмотреть возможность оказания дополнительной помощи субъектам Российской Федерации на финансирование региональных проектов в связи с удорожанием стоимости заключенных государственных (муниципальных) контрактов;
обеспечить обособленный учет опережающего перераспределения бюджетных ассигнований (между текущим годом и плановым периодом) и отразить указанную информацию в документах и материалах, представляемых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
сформировать и утвердить обязательный для применения проектными офисами субъектов Российской Федерации перечень документов, подтверждающих достижение результатов (контрольных точек) федеральных (региональных) проектов;
обеспечить включение в федеральную адресную инвестиционную
программу объектов капитальных вложений при наличии утвержденной проектно-сметной
документации с положительным заключением государственной экспертизы и положительным заключением
о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального
строительства.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить реализацию региональных проектов в соответствии
с установленными показателями;
ускорить подписание органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных соглашений с Минстроем России и направление соответствующих заявок в Минфин России в целях исполнения графика реализации в субъектах Российской Федерации инфраструктурных проектов;
продолжить работу по оптимизации сроков подготовки проектно-сметной документации, а также проведения закупочных процедур и заключения контрактов с подрядными организациями для реализации нацпроектов;
принять меры по повышению осведомленности населения субъектов Российской Федерации о реализации нацпроектов на их территории.
3. Поручить Счетной палате Российской Федерации совместно
с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации продолжить мониторинг
реализации нацпроектов в субъектах Российской Федерации.