«Круглые столы»

«Вопросы развития фондового рынка Российской Федерации в новых условиях»

Рекомендации

Решение

«круглого стола» на тему «Вопросы развития фондового рынка Российской Федерации в новых условиях»

 

Совет Федерации, Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

 

6 декабря 2022 года

 

Заслушав выступления заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Н.А. Журавлева, первого заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации В.В. Чистюхина, президента саморегулируемой организации «Национальная ассоциация участников фондового рынка» А.В. Тимофеева, а также других участников заседания, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Российская экономика, финансовые организации и финансовый рынок столкнулись с рядом вызовов в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных стран. С введением санкций произошло существенное ограничение доступа Российской Федерации к рынкам капитала, портфельным инвестициям, международной платежно-расчетной инфраструктуре.

В этих условиях для обеспечения экономического развития Российской Федерации требуется дальнейшее развитие фондового рынка, способного на создание внутренних финансовых инструментов, поощряющих долгосрочные вложения частных и институциональных инвесторов в реальный сектор экономики.

Следует повышать роль небанковских финансовых институтов, таких как страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, развивать механизмы доверительного управления, коллективного инвестирования и индивидуальных инвестиционных счетов (далее — ИИС), которые аккумулируют долгосрочные финансовые ресурсы.

Кроме того, привлечение долгосрочных финансовых ресурсов невозможно без дальнейшего развития отечественного рынка капитала, повышения конкурентности фондового рынка. Необходимо прорабатывать различные меры налогового стимулирования инвестиционной привлекательности корпоративных облигаций и первичного размещения акций отечественных компаний, а также восстанавливать доверие частных инвесторов к биржевой торговле. К настоящему времени общее число розничных инвесторов превысило 21 млн человек.

Развитие фондового рынка приобретает особое значение, учитывая повышение роли внутренних источников в финансировании структурной трансформации экономики.

В связи с этим значимым направлением должно стать повышение защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов. Не менее важным в данном контексте остается вопрос повышения финансовой грамотности, постоянного информирования населения обо всех изменениях финансовой системы с учетом текущих вызовов, что будет способствовать принятию гражданами грамотных финансовых решений и снизит риски спонтанных, необдуманных действий, влияющих на их благосостояние. При этом в условиях структурных изменений важно сохранение и расширение финансовой доступности, то есть доступности различных инструментов финансового рынка, необходимых для удовлетворения потребностей граждан и бизнеса.

Создавая возможности и условия для развития экономики и фондового рынка, необходимо обеспечивать финансовую стабильность. С учетом новых вызовов и рисков это требует дополнительной настройки подходов Банка России как в части мониторинга развития ситуации, так и в части применяемых инструментов.

Учитывая важность эффективно функционирующего фондового рынка для структурной перестройки и развития экономики участники «круглого стола» решили:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации подготовить и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматривающие:

— меры налогового стимулирования для российских компаний, осуществляющих первичное или вторичное публичное размещение акций на бирже (IPO или SPO), а также для инвесторов, которые приобретают данные ценные бумаги;

— освобождение от НДФЛ доходов частных инвесторов в виде купонов (дисконта) по государственным и корпоративным облигациям, обращающимся на организованном рынке;

— сохранение налогового вычета по ИИС для инвесторов, чьи иностранные ценные бумаги переводились финансовыми организациями, попавшими под санкции, к другим финансовым организациям с вынужденным нарушением установленного законом порядка перевода денежных средств инвестора;

— предоставление управляющим компаниям права создавать специальные («аккумулирующие») закрытые паевые инвестиционные фонды (далее – ПИФ), для перевода в них заблокированных иностранных ценных бумаг из открытых, интервальных и биржевых ПИФов в целях возобновления их деятельности с оставшейся ликвидной частью активов;

— сохранение инвестиционных налоговых вычетов по ИИС типа А и типа Б в случае введения единого налогового вычета на долгосрочные сбережения в рамках законодательного определения нового типа ИИС в целях обеспечения конкурентоспособности данного инвестиционного инструмента;

— ограничение вложений физических лиц – неквалифицированных инвесторов в рисковые финансовые продукты через организации, неподнадзорные Банку России (включая финансовые пирамиды).

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Банком России:

а) продолжить работу по:

интеграции финансовых рынков и формированию общего платежного пространства в национальных валютах государств-членов ЕАЭС, а также дружественных по отношению к Российской Федерации стран;

развитию конкуренции на фондовом рынке и обеспечению доступности финансовых услуг и капитала для хозяйствующих субъектов и граждан;

развитию нормативно-правовой базы в части структурированного финансирования для расширения возможностей инвесторов по вложению средств в структурированные бумаги, а также повышения привлекательности механизма секьюритизации для организаторов и собственников активов;

б) рассмотреть вопрос об оказании поддержки инвесторам, осуществляющим вложения в национальную сферу агрегации данных, аналогичную международным агрегаторам финансовой информации, в целях обеспечения возможности инвесторам проведения качественного экономического анализа при принятии инвестиционных решений;

в) принять меры по восстановлению единства учета ценных бумаг российских компаний, списанных со счетов иностранных учетных институтов без соответствующего информирования в целях исключения возможности задваивания их учета;

г) рассмотреть вопрос о погашении замещённых еврооблигаций эмитентом в целях определения механизма налогообложения этих операций и завершения юридических процедур по их списанию в системах Euroclear и Clearstream;

д) обеспечить правовую основу для создания необходимой инфраструктуры в целях развития внутреннего ценообразования и формирования ценовых индикаторов (индексов) на российские товарно-сырьевые активы.

3. Рекомендовать участникам фондового рынка применять лучшие практики повышения финансовой культуры и грамотности потребителей финансовых услуг с целью развития конкуренции и принятия ответственности гражданами за свои финансовые решения.