«Круглые столы»

«Использование инструментов „инфраструктурного меню“ в целях стимулирования регионального развития»

Рекомендации

РЕШЕНИЕ

 В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2022 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 14 апреля 2022 года заседание «круглого стола» на тему «Использование инструментов «инфраструктурного меню» в целях стимулирования регионального развития».

В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, государственной корпорации развития ВЭБ.РФ, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, АО ДОМ.РФ.

Обсудив вопросы использования таких инструментов и механизмов поддержки регионального развития как инфраструктурные бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации, реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов и других мер поддержки, а также оценки их влияния на возможности субъектов Российской Федерации по комплексной реализации проектов территориального развития, участники заседания «круглого стола» решили рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации:

осуществлять мониторинг востребованности регионами механизма инфраструктурных бюджетных кредитов и при необходимости корректировать условия их предоставления субъектам Российской Федерации, в том числе в части возможного расширения направлений использования таких кредитов;

рассмотреть вопрос о смягчении требований к отбору инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются инфраструктурные бюджетные кредиты, а также к оценке социально-экономического эффекта от реализации проектов;

осуществлять постоянный мониторинг проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам и при необходимости оперативно разрабатывать проекты решений о расширении направлений использования средств, высвобождаемых в результате снижения объема погашения указанной задолженности;

проводить оценку рисков реализации инвестиционных проектов, которые связаны с импортным оборудованием и комплектующими, и оперативно принимать меры по их минимизации;

проработать дополнительные меры поддержки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, которые в силу низкой инвестиционной привлекательности не могут реализовывать крупные инфраструктурные проекты за счет бюджетных кредитов;

проработать вопрос об упрощении отчетности субъектов Российской Федерации по реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются инфраструктурные бюджетные кредиты, в части расчета показателя поступления в бюджет налоговых и неналоговых доходов от реализации проекта.

2. Субъектам Российской Федерации:

исходить при формировании графиков реализации инфраструктурных проектов и их последующего выполнения из необходимости оптимизации расходов на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации и обеспечения своевременного освоения бюджетных средств, в том числе с учетом возможности более раннего их освоения;

рассмотреть возможность более активного использования средств, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, в том числе на финансирование объектов инфраструктуры для новых инвестиционных проектов;

ускорить разработку проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры, финансирование которых предполагается с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, а также проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученных из Фонда национального благосостояния;

информировать заблаговременно Минстрой России по итогам оценки возможности освоения средств инфраструктурных бюджетных кредитов в рамках предоставленных лимитов на 2022–2023 годы.

3. Государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и акционерному обществу «ДОМ.РФ»

оказывать содействие субъектам Российской Федерации в подготовке соответственно проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученных из Фонда национального благосостояния, и проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры, финансирование которых предполагается с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования.