«Круглые столы»

«Вопросы налогообложения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями»

Рекомендации

Рекомендации

В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2021 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 2 декабря 2021 года заседание «круглого стола» на тему «Вопросы налогообложения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями».

В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной пробирной палаты, государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохрана России), а также руководители и специалисты отраслевых предприятий, профессиональных объединений, представители экспертного сообщества.

Обсудив предложения по совершенствованию налогового законодательства в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней в целях стимулирования роста производства и привлечения инвестиций, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

Актуальным вопросом для отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, является упорядочение вопросов применения налога на добавленную стоимость (далее – НДС) на различных стадиях хозяйственной деятельности, связанной с драгоценными металлами. По мнению участников «круглого стола», действующая система налогообложения при ввозе сырья сдерживает рост производства драгоценных металлов и развитие внутреннего рынка в Российской Федерации, снижает конкурентоспособность российских компаний на международном рынке. Взимание НДС и таможенных пошлин является серьезным заградительным барьером для ввоза сырья, содержащего драгоценные металлы. Их отмена, по оценкам экспертов, привлечет в страну дополнительно до 100 тонн драгоценных металлов на сумму 0,5 трлн рублей.

Начисление НДС при продаже аффинированных драгоценных металлов Гохрану и коммерческим банкам создает серьезные трудности для участников рынка драгоценных металлов. Установление нулевой ставки НДС при продаже аффинированных драгоценных металлов банкам аффинажными организациями будет способствовать их развитию и росту торговли «инвестиционными» аффинированными драгоценными металлами. Также следует рассмотреть вопрос о применение ставки НДС в размере 0% при реализации минерального сырья аффинажным предприятиям, что будет стимулировать добычу мелких и средних компаний.

Участники «круглого стола» обращают внимание на проблему, связанную с законодательной неурегулированностью порядка взимания НДС по операциям снятия металлов со счетов (вкладов) в драгоценных металлах. Это делает на практике невозможным переводы безналичного металла со счета в одном банке на счет в другом банке. В связи с этим, необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Важным альтернативным инструментом накопления средств российских граждан, который будет способствовать дедолларизации экономики и позволит привлечь дополнительные инвестиции в золотодобывающую отрасль, может стать покупка физическими лицами слитков драгоценных металлов. В соответствии с действующим налоговым законодательством реализация банками мерных слитков физическим лицам облагается НДС по ставке 20%, а последующая обратная покупка организациями и банками у граждан данных слитков осуществляется по рыночной цене без НДС. Вследствие этого приобретение слитков из драгоценных металлов не рассматривается гражданами Российской Федерации в качестве средства накопления.

Одновременно стоит отметить, что во многих странах, включая крупнейшие международные финансовые центры, установлено освобождение от уплаты НДС по операциям реализации слитков в драгоценных металлах в инвестиционных целях. Такими примерами являются страны Евросоюза, Китай, Индия, Сингапур, Таиланд, в которых фиксируется высокий спрос на драгоценные металлы со стороны населения. Кроме того, аналогичные льготы есть в странах Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), а именно в Казахстане и Республике Беларусь. Следует подчеркнуть, что применительно к рынку ЕАЭС режим обложения НДС инвестиционных операций с золотом в слитках, отличающийся в России и, например, в Казахстане или Беларуси, может приводить к перетеканию спроса на соответствующие финансовые инструменты в эти страны. В то же время реформа налогообложения инвестиционного золота позволит Российской Федерации продолжить укреплять свою роль как крупнейшего финансового центра ЕАЭС.

Поэтому в целях роста частного инвестиционного спроса на драгоценные металлы, ликвидации теневого оборота лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, участники «круглого стола» считают целесообразным освободить от НДС операции по реализации банками данных слитков физическим лицам в случае, когда слитки забираются из хранилища банка.

С 1 марта 2021 года на территории Российской Федерации поэтапно внедряется государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее — ГИИС ДМДК). Совет Федерации неоднократно обращал внимание на необходимость ее введения.

Основной целью ее создания является обеспечение прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в целях осуществления контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также подтверждения их подлинности и легальности происхождения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу и попутное извлечение драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их производство, должны будут вносить сведения в ГИИС ДМДК. С 1 сентября 2021 года реализован полный учет в ГИИС ДМДК по уникальным идентификационным номерам всех слитков, производимых аффинажными организациями, до 1 марта 2022 года должны быть поставлены на учет все находящиеся в обороте ювелирные изделия.

Таким образом, с 1 сентября 2022 года будет обеспечена полная прослеживаемость ювелирных изделий, продукции и сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни, что позволит не допустить реализации слитков драгоценных металлов, приобретенных физическими лицами, на производственные цели.

По мнению участников «круглого стола», возможность применения специальных налоговых режимов в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней создает условия неравной конкуренции. Небольшие розничные сети и магазины, применяющие специальные налоговые режимы, скупают у населения вторичное сырье (лом драгоценных металлов), не облагаемое НДС, и определяют розничные цены на целые категории готовых ювелирных изделий. Это не дает возможности добросовестным налогоплательщикам открыто конкурировать и развиваться, поскольку в силу применения общего режима налогообложения они несут полный объем налоговой нагрузки в отличие от конкурентов, применяющих специальные налоговые режимы. В отрасли наблюдается такое явление как «дробление бизнеса», когда крупный бизнес, используя схемы «налоговой оптимизации», также получает возможность применять налоговые преференции.

Таким образом, ограничение применения специальных налоговых режимов в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней наряду с внедрением ГИИС ДМДК приведут к повышению прозрачности и легализации отрасли, а также положат начало новому этапу её развития.

В отношении клиентов, совершающих операции (сделки) с драгоценными металлами и драгоценными камнями, проводится постоянный финансовый мониторинг, который осуществляют Федеральная пробирная палата и Федеральная служба по финансовому мониторингу.

 В целях выявления подозрительных операций организациям и индивидуальным предпринимателям рекомендуется учитывать, что драгоценные металлы, драгоценные камни и ювелирные изделия из них могут являться имуществом или выступать формой доходов, полученных от преступной деятельности, использоваться в схемах ухода от налогообложения, приобретаться на денежные средства, полученные от преступной деятельности и в последующем использоваться для легализации (отмывания) преступных доходов, а также использоваться в качестве инструмента финансирования терроризма. Сведения об операциях (сделках), в отношении которых возникают подозрения, направляются в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

 

Учитывая вышеизложенное, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

проработать вопрос об исключении возможности применения специальных налоговых режимов в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;

рассмотреть вопрос об освобождении от налогообложения НДС оборота аффинированных драгоценных металлов, включая операции по реализации банками слитков из драгоценных металлов физическим лицам;

рассмотреть вопросы о наделении производителей ювелирных изделий и предприятий розничной торговли ювелирными изделиями статусом налогового агента по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению НДС в бюджетную систему Российской Федерации;

внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части уточнения порядка налогообложения НДС операций по счетам в драгоценных металлах в банках;

рассмотреть вопрос об отмене НДС и установлении ставок таможенных пошлин в размере 0% на постоянной основе при ввозе на территорию Российской Федерации минерального и вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы;

проработать вопрос об исключении скупки, купли-продажи серебра, ювелирных изделий из него и лома таких изделий из операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

принять меры по стимулированию аффинажной переработки на территории Российской Федерации.

2. Федеральной пробирной палате организовать встречу с сенаторами Российской Федерации для демонстрации результатов работы ГИИС ДМДК.

3. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить рекомендации «круглого стола» в Правительство Российской Федерации.