«Круглые столы»

«О мерах поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации в связи со сложной экономической ситуацией и с возможной второй волной распространения новой коронавирусной инфекции»

Рекомендации

В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства строительства м жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также представители экспертного сообщества.

Обсудив вопрос о мерах поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации в связи со сложной экономической ситуацией и с возможной второй волной распространения новой коронавирусной инфекции участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

Резкое усиление негативных тенденций в мировой экономике, связанных со снижением цен на энергоносители, а также распространение коронавирусной инфекции, оказавшей негативное влияние на многие отрасти экономики и сферы деятельности, отрицательно сказались как на социально-экономической ситуации в Российской Федерации в целом, так и на субъектах Российской Федерации.

По состоянию на 1 октября 2020 года объем налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 6 973,5 млрд рублей (69,9% всего объема доходов), сократившись на 4,5% к аналогичному периоду 2019 года (справочно: на 25 ноября 2020 года объем составил 8 524,6 млрд рублей или 68,9% всего объема доходов).

По оперативным данным Федерального казначейства, на 25 ноября 2020 года динамика поступлений налоговых доходов улучшается, но остается в целом отрицательной. Так, поступления по налогу на прибыль организаций составляют 2 534,7 млрд рублей (снижение на 14,3% к ноябрю 2019 года), по налогам на совокупный доход – 551,6 млрд рублей (снижение на 2,1%), по НДФЛ – 3 496,8 млрд рублей (рост на 5,1%), по акцизам – 666,1 млрд рублей (рост на 6,9%), по имущественным налогам – 1 209,7 млрд рублей (достиг уровня ноября 2019 года).

Совокупный государственный долг субъектов Российской Федерации и долг муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, увеличился по состоянию на 1 октября 2020 года по сравнению с началом года (2 493,4 млрд. рублей) на 52,5 млрд. рублей, или на 2,1 %, и составил 2 545,9 млрд. рублей.

В ходе исполнения бюджета в январе — сентябре 2020 года в регионах возникли новые расходные обязательства, связанные с реализацией мероприятий, направленных на борьбу с пандемией, а также мероприятий в рамках снижения негативных последствий в экономике в связи с распространением коронавирусной инфекции, в их числе дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда. Учитывая риски снижения доходов, в большинстве регионов в отчетном периоде была проведена инвентаризация расходов для дальнейшего сокращения непервоочередных расходов, определена потребность дополнительных расходов на проведение мероприятий по профилактике и устранению последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на поддержку граждан и бизнеса.

Расходы консолидированных бюджетов регионов по состоянию на 1 октября 2020 года составили 10 265,9 млрд. рублей и выросли по сравнению с показателем 2019 года на 1 518,3 млрд. рублей, или на 17,4 % (на 1 октября 2019 года отмечался рост расходов на 13,3 %).

В структуре расходов наибольшая доля приходится на расходы по разделам 07 «Образование» (23,4 %), 10 «Социальная политика» (23,2 %), 04 «Национальная экономика» (19 %), 09 «Здравоохранение» (12,8 %) и 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» (7,7 %).

В свете распространения новой коронавирусной инфекции субъекты Российской Федерации сталкиваются с дополнительной нагрузкой в связи с уплатой страховых взносов из региональных бюджетов в части стимулирующих выплат работникам медицинских организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415. Также в условиях роста безработицы увеличивается финансовая нагрузка на регионы. Дополнительные расходы также несет система обязательного медицинского страхования на лечение больных новой коронавирусной инфекции, возникающие в связи со сравнительно высокими тарифами на лечение указанных больных и вынужденным расширением коечного фонда.

В целях обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, принят ряд важных мер поддержки регионов, в том числе регионам была предоставлена дополнительно финансовая помощь, объем которой достиг почти 800 млрд рублей, в том числе на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов – 280 млрд рублей.

Учитывая вышеизложенное, а также в условиях ожидаемого ожидания сокращения собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и необходимости увеличения расходов в целях финансового обеспечения мер для повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

обеспечить продолжение работы по совершенствованию межбюджетных отношений в целях повышения финансовой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации, создавая для них новые стимулы для развития, одновременно снижая барьеры для предоставления финансовой поддержки из федерального бюджета;

обеспечить проведение мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе мониторинга осуществления мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, и рассмотреть вопрос об увеличении объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2021–2023 годах в целях обеспечения возможности безусловного выполнения социальных обязательств на региональном уровне;

проработать вопрос о перераспределении доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, предусмотрев норматив зачисления не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от акцизов на табачную продукцию с учетом установления дифференцированных в разрезе субъектов Российской Федерации нормативов, определенных по данным о розничной продаже указанной продукции, отраженным в информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

 проработать вопрос финансового покрытия первоочередных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета для бюджетов тех субъектов Российской Федерации, у которых их объем превышает собственные возможности;

обеспечить соответствующую компенсацию бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам в случае принятия федеральных законов или иных нормативных документов, приводящих к дополнительным расходам и (или) выпадающим доходам указанных бюджетов, в том числе в связи с установлением на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам;

приостановить на 2021–2023 годы действие ограничения по привлечению банковских кредитов на условии «ключевая ставка Банка России+1%»;

подготовить и вынести на рассмотрение трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений не позднее первого квартала 2021 года новую редакцию методики распределения дотаций (грантов) бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проработав, в том числе вопрос о поощрении субъектов Российской Федерации за эффективную реализацию национальных (федеральных) проектов (программ);

рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований до объемов, предусмотренных ранее на 2021–2022 годы в рамках государственных контрактов при заключении соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на строительство социально значимых объектов, с целью обеспечения исполнения государственных контрактов в установленные сроки;

взять под особый контроль реализацию программ индивидуальных планов развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации и при необходимости обеспечить им предоставление дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета;

обеспечить проведение мониторинга расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией и в случае необходимости предусмотреть оказание им дополнительной финансовой помощи;

рассмотреть возможность отмены штрафных санкций к субъектам Российской Федерации в случае невозможности своевременного и в полном объеме перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в доход бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

2. Счетной палате Российской Федерации продолжить мониторинг исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе мониторинг осуществления мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.