«Круглые столы»

«Эффективность применения ставок таможенных пошлин и их влияние на экономическую безопасность Российской Федерации» (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике, Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию)

Рекомендации

В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2020 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 20 ноября 2020 года заседание «круглого стола» на тему «Эффективность применения ставок таможенных пошлин и их влияние на экономическую безопасность Российской Федерации».

В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы, Федерального агентства лесного хозяйства, а также представители предпринимательского сообщества.

Обсудив вопросы таможенно-тарифной политики Российской Федерации и эффективности применения действующих ставок таможенных пошлин, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

Согласно положениям Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов таможенно-тарифная политика будет направлена на повышение конкурентоспособности национальных производителей, улучшение товарной структуры внешней торговли и стимулирование инвестиционной активности, способствуя при этом сдерживанию роста внутренних цен, обеспечению фискальной функции бюджета и сокращению прямых и косвенных издержек внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в целях выполнения возложенных на них задач таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. К мерам таможенно-тарифного регулирования относятся меры, применяемые в соответствии с Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС товаров и включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций и тарифных льгот.

Большое значение имеет совершенствование таможенно-тарифного регулирования, направленного на стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. В связи с этим участники «круглого стола» обращают внимание на борьбу с незаконной рубкой лесных насаждений и последующим вывозом незаконно заготовленной древесины.

В октябре 2020 года Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса. Этот план, в том числе, предусматривает введение раздельного учета лесоматериалов по идентификационному признаку «степень влажности», установление заградительной вывозной таможенной пошлины и/или экологического сбора в отношении лесоматериалов с естественной степенью влажности более 22%, а также на круглый лес, с одновременным пересмотром размера установленных квот и введение с 1 января 2022 года запрета вывоза с территории Российской Федерации необработанных и грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород.

В настоящее время прорабатывается комплекс мер, направленных на снижение экспорта необработанных или минимально обработанных лесоматериалов, а также на стимулирование глубокой переработки древесины на территории Российской Федерации в целях увеличения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Здесь важны меры тарифного регулирования и квотирования, применение дифференцированных ставок вывозных таможенных пошлин. Важным вопросом является формирование системы прослеживаемости древесины и лесоматериалов, в том числе экспортируемой, с использованием радиочастотных меток.

Актуальной задачей, по мнению участников «круглого стола», является защита российского рынка продукции цветоводства. Весной этого года с просьбой ограничить импорт цветов к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину обратился глава Национальной ассоциации цветоводов А.К. Антипов. Из‑за распространения в Европе новой коронавирусной инфекции стоимость свежесрезанного цветка резко снизилась. Если раньше голландский стебель продавался по 0,3–0,4 евро за штуку, то на середину марта цветы стоили уже 0,03–0,08 евро за стебель. Российские производители цветов конкурировать с такой ценой не могут.

Ситуация осложнилась тем, что с 1 января 2019 года налогоплательщики-производители цветочной продукции, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, перешли на уплату налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Данная мера была направлена на поэтапное встраивание плательщиков единого сельскохозяйственного налога в цепочку плательщиков НДС для обеспечения их участия в хозяйственных отношениях с плательщиками НДС. Однако это привело к росту налоговой нагрузки на производителей. Помимо роста налоговой нагрузки на отрасли негативно отражается присутствие на российском рынке «дешевого импорта» цветочной продукции, поставляемой с территории Белоруссии.

Участники «круглого стола» считают, что таможенное администрирование внешнеторговых операций, связанных с вывозом кедрового ореха, должно быть направлено на превращение Российской Федерации в экспортёра номер один на мировом рынке кедровой продукции. Кедровая сосна (сибирский и корейский кедр) является уникальным биоресурсом, 95% которого произрастает на территории России.

Вместе с тем российские производители кедрового ореха и другого дикорастущего сырья несут убытки от недобросовестной конкуренции со стороны китайских производителей, а российский рынок при этом не получает качественной продукции.

Требует внимания вопрос о возможности применения таможенной процедуры таможенного склада в отношении ввозимой алкогольной продукции, что позволит наклеивать на нее акцизные марки в российских морских портах, а не иностранных. Сейчас эти услуги оказывают иностранные компании в портах Литвы и Латвии, а российские компании и порты теряют доходы.

Учитывая вышеизложенное, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

создать единый орган по управлению лесным комплексом Российской Федерации в целях его устойчивого развития и эффективной координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

провести детализацию кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС лесоматериалов исходя из их классификационного критерия «степень влажности» в целях повышения эффективности администрирования оборота лесоматериалов и сбора объективной и достоверной статистической информации, формируемой при контроле перемещаемой древесины;

предусмотреть дифференцированные значения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении экспортируемой древесины и лесоматериалов в зависимости от степени их обработки в целях стимулирования переработки древесины на территории Российской Федерации и обеспечения формирования добавленной стоимости (чем выше степень обработки, тем ниже ставка вывозной таможенной пошлины);

проработать вопрос о применении для экспортируемых древесины и лесоматериалов системы идентификации товаров (в том числе с использованием радиочастотных меток);

в целях обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей цветочной продукции рассмотреть вопросы:

о применении мер нетарифного регулирования, предусмотренных статьей 46 Договора о ЕАЭС, в отношении цветочной продукции, импортируемой на территорию ЕАЭС из третьих стран и поставляемой впоследствии на территорию Российской Федерации, в том числе с территории Республики Беларусь;

о повышении ставок ввозных таможенных пошлин на цветочную продукцию, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС, с 5% до 15%;

рассмотреть вопрос об отмене лицензирования розничной продажи продукции дикоросов в потребительской упаковке, в том числе лечебных трав и экстрактов в потребительской и технологической упаковке;

проработать вопросы о введении заградительных вывозных таможенных пошлин в отношении кедровой шишки, кедрового ореха и древесины кедра и введении квотирования на добычу кедрового ореха в случае его неурожая;

разработать целевую комплексную программу сохранения, учёта, постоянного мониторинга и восстановления кедровых лесов в Российской Федерации, а также внести все виды кедра, произрастающие на территории Российской Федерации, в красную книгу;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками», предусматривающих осуществление процедуры маркировки на территории таможенных складов в российских портах при сохранении возможности наклейки марок на заводах-изготовителях.

2. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить в федеральные органы исполнительной власти рекомендации «круглого стола».