Рекомендации
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 7 июля 2020 года заседание «круглого стола» на тему «Серая» заработная плата: проблемы и пути их решения».
В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и других федеральных органов исполнительной власти, представители общественных организаций, а также научных кругов.
Обсудив меры по сокращению неформальной занятости в Российской Федерации, легализации трудовых отношений и выявлению работодателей, выплачивающих неофициальную заработную плату наемным работникам, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.
По данным Министерства финансов Российской Федерации, в настоящее время примерно 30–40% граждан получают неофициальную «серую» зарплату, а объем «серого» фонда зарплат в России превышает 10 трлн рублей ежегодно. Конкуренция на рынке рабочей силы настолько велика, что работникам приходится зачастую соглашаться на не самые выгодные для себя условия, чтобы получить место, в том числе и на зарплату «в конвертах». Такое негативное явление, как «серая» зарплата или зарплата «в конверте» создает диспропорцию в уровнях налоговой нагрузки между «белой» и «серой» экономиками, что приводит к потере конкурентоспособности добросовестных налогоплательщиков, стимулируя их к «уходу в тень». Работодатель уклоняется от уплаты налогов и страховых взносов (зачастую его толкает на это высокая фискальная нагрузка), а бюджеты страны недополучают доходы.
По оценкам экспертов, около 25 миллионов человек вовлечены в «теневую» занятость – это 32,5% экономически активного населения. В результате бюджетная система Российской Федерации недополучает порядка 3 трлн рублей доходов или почти 3% ВВП.
Вопрос снижения неформальной занятости имеет существенное значение как для каждого отдельного субъекта Российской Федерации, так и для всего государства в целом. Наличие проблем, связанных с неформальной занятостью, приводит не только к низкой собираемости налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, но и к увеличению количества случаев нарушения трудовых прав работников, особенно в сферах оплаты и охраны труда, отсутствие документально подтвержденного стажа негативно влияет на пенсионные права этой категории работников.
Правительством Российской Федерации поставлены задачи по снижению неформальной занятости, легализации трудовых отношений, повышению объемов поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений отнесены к стратегическим национальным приоритетам Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2015 года.
Оперативный штаб Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) осуществляет ежедекадный мониторинг ситуации и координацию деятельности субъектов Российской Федерации по снижению неформальной занятости. Между Рострудом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно заключались дополнительные соглашения о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости с установленными контрольными показателями. В субъектах Российской Федерации были созданы межведомственные комиссии по выявлению и пресечению фактов неформальной занятости. Разработаны и утверждены планы мероприятий, которые включают в себя: проведение оперативных рейдовых мероприятий с привлечением контрольно-надзорных органов; выявление сфер и видов экономической деятельности, для которых характерно наличие неформальной занятости; проведение информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на информирование населения о негативных последствиях неформальной занятости; формирование превентивных мер разъяснительного и предупредительного характера, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к соблюдению трудового законодательства Российской Федерации и другие.
В результате проведенной работы субъектами Российской Федерации в 2019 году легализовано более 1 370 тыс. человек (за аналогичный период 2018 года легализовано более 1 402 тыс. человек).
Федеральная налоговая служба также ведет работу по выявлению скрытных зарплатных схем. Если у налогового органа на основе имеющихся сведений возникают основания считать, что организация практикует выдачу заработной платы «в конвертах», руководитель этой организации вызывается на специальную комиссию, где ему указывают на выявленные недостатки и дают рекомендации по их устранению. Если соответствующие меры не будут приняты в установленный срок, может быть назначена полномасштабная налоговая проверка с доначислением налога на доходы физических лиц и страховых взносов вплоть и применением мер ответственности.
Законодательством Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность. Так, предусмотрена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Также установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица (статья 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). При этом размер штрафа за данное нарушение установлен от 500 до 2 тыс. рублей, что не оказывает должного превентивного воздействия на нарушителя.
В последнее время принят ряд мер, направленных на стимулирование выхода из «тени». В частности, установлены пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые платят своим работникам зарплату не ниже минимального размера оплаты труда. Совершенствуются специальные налоговые режимы. С 2019 года проводится эксперимент по введению налога на профессиональный доход.
Таким образом, в настоящее время ведется работа по снижению неформальной занятости, выявлению организаций, выплачивающих «серую» заработную плату. Однако она является недостаточной, необходимы меры, направленные на создание условий, мотивируюших граждан к легализации своей трудовой деятельности, усиление ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства, за неисполнение обязанностей налогового агента и за уклонение от уплаты страховых взносов.
Учитывая изложенное, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос об установлении в отношении выплат наемным работникам минимального размера базы для исчисления налога на доходы физических лиц и страховых взносов не ниже минимального размера оплаты труда;
продолжить работу по оптимизации финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, включая налоговую нагрузку на фонд оплаты труда;
продолжить работу по совершенствованию механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и стимулированию предпринимательской инициативы;
рассмотреть вопрос о введении специального режима налогообложения для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о расширении полномочий органов местного самоуправления в регулировании предпринимательской деятельности, включая стимулирование развития субъектов малого предпринимательства, создание благоприятных налоговых условий для отдельных категорий субъектов малого предпринимательства, обеспечив сохранение баланса интересов государства, субъектов предпринимательства и граждан;
продолжить работу по совершенствованию пенсионной системы, обеспечив повышение уровня пенсионного обеспечения граждан до уровня не ниже уровня среднемесячной заработной платы, а также предусмотрев зависимость пенсионного обеспечения от уровня заработной платы;
рассмотреть вопрос о введении механизмов стимулирования социально ответственных работодателей, которые в полном объеме уплачивают налоги и страховые взносы, включая предоставление им налоговых льгот;
продолжить работу по совершенствованию механизмов налогового администрирования и налогового контроля, в том числе в части ограничения перечня истребуемых у налогоплательщика документов, ограничения возможности проведения одновременно нескольких выездных налоговых проверок в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства и установления минимального интервала между выездными налоговыми проверками;
предусмотреть возможность передачи налоговыми органами сведений о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже минимального размера оплаты труда в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд);
продолжить работу по стимулированию безналичных расчетов и сокращению доли расчетов наличными денежными средствами;
рассмотреть вопрос об увеличении административного штрафа за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, установив его в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а за повторное его совершение – в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей;
рассмотреть вопрос об установлении административной ответственности работодателя за нарушение порядка выплаты заработной платы, а также административной ответственности работника за получение заработной платы с нарушением установленного порядка ее выплаты.
2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
№ 973264–7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы», предусматривающего определения таких новых режимов работы, как временная дистанционная (удаленная) работа и комбинированная дистанционная (удаленная) работа, а также уточняющего положения о дистанционной (удаленной) работе;
№ 967986–7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (о юридически значимых сообщениях сторон трудового договора);
№ 973160–7 «О внесении изменений в статьи 34643 и 34651 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающего меры, способствующие совершенствованию патентной системы налогообложения и обеспечению комфортного перехода индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, на данный режим налогообложения;
№ 875583–7 «О внесении изменений в главу 262 Налогового кодекса Российской Федерации» (в части освобождения от обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и использующих контрольно-кассовую технику);
№ 864881–7 «О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего легализацию деятельности самозанятых граждан, осуществляющих пассажирские перевозки и упорядочение деятельности по оказанию услуг пассажирских перевозок.
3. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации
продолжать работу по выявлению и пресечению фактов неформальной занятости, выплаты неофициальной заработной платы;
продолжать работу по совершенствованию механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:
образовать рабочую группу по совершенствованию законодательства в части противодействия выплате неофициальной заработной платы наемным работникам;
направить в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу рекомендации «круглого стола».