Рекомендации
В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2019 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике провели 12 декабря 2019 года в Московской области заседание «круглого стола» на тему «Государственные меры стимулирования развития малого и среднего предпринимательства как дополнительные источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации».
В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Счетной палаты Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и других федеральных органов исполнительной власти, представители предпринимательского сообщества, а также научных кругов.
Обсудив вопросы оптимизации налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), совершенствования механизмов налогообложения в целях поддержки данной категории предпринимателей, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.
Субъекты МСП вносят существенный вклад в развитие экономики Российской Федерации. На сегодняшний день представители малого и среднего бизнеса осуществляют свою деятельность практически во всех отраслях экономики.
Именно малые и средние предприятия наиболее оперативно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры и формируют конкурентную среду на товарных рынках. Посредством развития малого и среднего предпринимательства решаются такие важные социальные задачи, как повышение благосостояния граждан, снижение безработицы и обеспечение занятости населения.
Действующее законодательство о налогах и сборах предоставляет возможность для малых предприятий применять, помимо общего режима налогообложения, еще четыре специальных налоговых режима, а также в виде эксперимента налог на профессиональный доход (далее – НПД). Каждый режим предусматривает свои условия применения и ограничения, в которые к тому же довольно часто вносятся изменения. Малому бизнесу порой сложно ориентироваться в этих нововведениях, выбрать для себя оптимальный режим налогообложения. По мнению участников заседания «круглого стола», необходима простота, прозрачность и стабильность специальных налоговых режимов.
Примером понятного и простого налогового режима является НПД для самозанятых граждан. С начала 2019 года им уже воспользовалось около 290 тыс. предпринимателей, причем половина из них вновь зарегистрированные, что подтверждает его востребованность и эффективность. С 1 января 2020 года в территорию эксперимента будет включено еще 19 субъектов Российской Федерации.
Обеспокоенность участников заседания «круглого стола» вызывает планируемая с 2021 года отмена ЕНВД, который применяет почти половина индивидуальных предпринимателей и около 10% юридических лиц. Переход организаций, применяющих ЕНВД, на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) повлечет увеличение на них налоговой нагрузки, так как налог будет рассчитываться не от «вмененного» дохода, а от фактических поступлений. По данным опроса, проведенного Советом Федерации, за сохранение и продление ЕНВД высказалось 48 субъектов Российской Федерации.
Многих субъектов МСП затронет запрет на применение патентной системы налогообложения при торговле товарами, подлежащими маркировке. В результате перехода к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости чаще всего происходит стоимостная переоценка объектов недвижимости в сторону ее повышения. Растет плата за аренду помещений и земельных участков, используемых малым и средним бизнесом.
Одним из главных видов фискальной нагрузки для субъектов МСП являются страховые взносы. Каждый год на 10–12% индексируются пороговые суммы, начиная с которых применяются пониженные ставки взносов. Нагрузка растёт именно на добросовестных плательщиков, выплачивающих высокую заработную плату. При этом льготы по страховым взносам для малого бизнеса доступны лишь отдельным категориям плательщиков. До 2017 года пониженные тарифы страховых взносов были предусмотрены в отношении более 60 видов деятельности, в 2019 году такие льготы остались только для 12 видов деятельности.
Участники заседания «круглого стола» считают, что необходимо провести детальный анализ в целях принятия решения о снижении фискальной нагрузки на субъекты МСП.
В Российской Федерации в 2018 году доля малых и средних предприятий составила 22,3% ВВП. По состоянию на 10 ноября 2019 года в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства было зарегистрировано 5,9 млн субъектов, обеспечивающих порядка 15,4 млн рабочих мест и выпускающих около 6 тыс. видов продукции. При этом основную долю составляют микропредприятия – 5,7 млн, в которых занято около 7,5 млн работников и которые выпускают около 4,6 тыс. видов продукции. Причем доля индивидуальных предпринимателей в общем объеме субъектов МСП составляет 3,4 млн предпринимателей или 57,5%.
Участники заседания «круглого стола» обращают внимание, что в 2019 году общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении. Это происходит вследствие сокращения реальных доходов граждан, падения спроса на товары и услуги и снижения рентабельности бизнеса, что в конечном итоге приводит к его закрытию. При этом число малых организаций (юридических лиц) сократилось более высокими темпами (на 15%), а численность индивидуальных предпринимателей пока продолжает расти, хотя повышение фискальной нагрузки может сказаться и на них. Вместе с тем Правительству Российской Федерации при реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» поручено обеспечить в 2024 году достижение целевого показателя по увеличению численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек, а вклад МСП в ВВП страны к 2025 году должен достигнуть 32%.
Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства должно стать одним из факторов обеспечения экономического роста. В этих целях, кроме мер налоговой поддержки, необходимо создавать инфраструктуру поддержки (бизнес-инкубаторы, промышленные парки и технопарки и др.), формировать спрос на выпускаемую продукцию, расширять доступ малых и средних предприятий к закупкам государственных компаний и к участию в реализации крупных проектов.
Учитывая изложенное, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
установить перечень кодов видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 34643 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом необходимости их согласования с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
рассмотреть возможность увеличения предельных параметров, ограничивающих право применения упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения;
предоставить возможность уменьшения суммы налога по патентной системе налогообложения на сумму уплаченных страховых взносов и уплаты единым платежом сумм налога и страховых взносов;
рассмотреть возможность продления срока применения «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения;
сохранить действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности после 1 января 2021 года, установив предельные параметры, ограничивающие право ее применения, и скорректировав перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых она может применяться;
предусмотреть освобождение от налогообложения субсидий, полученных индивидуальными предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения;
разработать пакет законопроектов о распространении с 1 июля 2020 года специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» на всей территории Российской Федерации. В рамках этой работы рассмотреть в том числе вопросы о целесообразности: определения понятия «самозанятые граждане» и их правового статуса, внесения изменений в условия применения налога на профессиональный доход, предусматривающих возможность совмещения применения разных специальных налоговых режимов в зависимости от вида осуществляемой индивидуальным предпринимателем деятельности, введения упрощенного порядка получения разрешительных документов и применения данного налогового режима иностранными гражданами, специфика деятельности которых отвечает критериям «самозанятости»;
рассмотреть возможность продления действия пониженных тарифов страховых взносов для компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий и применяющих упрощенную систему налогообложения;
освободить налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику, обеспечивающую передачу фискальных данных в налоговые органы через оператора, от обязанности представлять налоговую декларацию;
установить для малых предприятий по налогу на имущество организаций коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с его суммой за предыдущий период.
2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 483530–7 «О внесении изменений в статьи 34643 и 34645 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части расширения видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения).
3. Министерству финансов Российской Федерации провести анализ уровня фискальной нагрузки на субъекты малого предпринимательства на основе данных за 2018–2019 годы о суммах поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование в зависимости от типа, размера и вида деятельности нанимателей, общей суммы доходов нанятых физических лиц, заявленных каждой категорией нанимателей в качестве базы для исчисления страховых взносов, а также применяемого специального налогового режима, по результатам которого рассмотреть возможность установления пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование для субъектов малого бизнеса или введения механизма субсидирования из федерального бюджета расходов по уплате ими сумм страховых взносов по установленным тарифам, а также представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации итоговые материалы.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации активизировать работу по стимулированию интереса к осуществлению предпринимательской деятельности и разъяснению текущих изменений законодательства о налогах и сборах и вопросов их применения.
5. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу рекомендации «круглого стола».