Парламентские слушания

«О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Рекомендации

 Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» сформирован на основе прогноза, предполагающего постепенное замедление мирового экономического роста с 3,2% в 2016 году до 2,8% к 2020 году, сохранение цен на нефть вблизи текущих уровней и продление антироссийской санкционной политики до конца прогнозного периода.

Принятые Правительством Российской Федерации меры позволили не только стабилизировать ситуацию в российской экономике, но и создали условия для более раннего, чем прогнозировалось, возобновления экономического роста.

В соответствии с прогнозом среднесрочного экономического развития Российской Федерации ожидается постепенное увеличение темпов роста российской экономики с 2,1% в 2017 году до 2,3% к 2020 году, что не соответствует темпам роста мировой экономики, которые при постепенном замедлении в среднесрочной перспективе не будут ниже 2,8%.

В связи с этим остается актуальной задача формирования условий для перехода к инвестиционному типу экономического роста, опирающегося на опережающее развитие высокотехнологичных производств и услуг «цифровой экономики», рост несырьевого экспорта и сбалансированное региональное развитие.

Прогноз основных макроэкономических показателей на плановый период по базовому варианту рассчитан исходя из предполагаемого снижения цены на нефть марки «Юралс» с 43,8 долларов США в 2018 году до 42,4 долларов США за баррель в 2020 году.

Реализация бюджетной политики будет проводиться в соответствии с новой конструкцией бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть в размере 40 долларов США за баррель, что позволит накапливать новые резервы и снизить зависимость федерального бюджета от колебаний нефтяных цен, обеспечив тем самым долгосрочную сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Участники парламентских слушаний считают целесообразным рассмотреть возможность изменения «базовой цены» на нефть, используемой при расчете предельного объема расходов федерального бюджета, в случае существенного изменения цен на нефть в течение длительного периода.

В результате проводимой Банком России денежно-кредитной политики в рамках режима таргетирования по итогам 2017 года инфляция прогнозируется на уровне 3,2% (минимальном уровне за новейшую историю) и на протяжении 2018–2020 годов значение инфляции прогнозируется вблизи целевого уровня 4%.

В соответствии с принятыми изменениями бюджетного законодательства в 2018 году произойдет объединение Фонда национального благосостояния и Резервного фонда на базе Фонда национального благосостояния, средства которого будут использоваться на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации в 2018–2020 годах, а также обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета в 2018 году.

Планируется увеличение резервов в Фонде национального благосостояния с 3 901,2 млрд. рублей (4,0% ВВП) в начале 2018 года до 4 488,0 млрд. рублей (4,1% ВВП) в конце 2020 года.

В 2018–2020 годах продолжится рост объема государственного долга Российской Федерации, который к 2020 году достигнет 17 751,6 млрд. рублей (16,1% ВВП), что почти на 60% больше государственного долга Российской Федерации в 2016 году (12,9% ВВП).

Несмотря на прогнозируемое увеличение темпов экономического роста Российской Федерации расходы федерального бюджета на 2018 – 2020 годы увеличиваются в абсолютных значениях незначительно по сравнению с утвержденными показателями в предыдущем бюджетном цикле. При этом планируется снижение общего объема расходов федерального бюджета в среднесрочной перспективе с 18,1% ВВП в 2017 году до 15,6% ВВП в 2020 году.

Участники парламентских слушаний считают, что в условиях сохранения бюджетных ограничений формирование предельных объемов бюджетных ассигнований должно исходить, прежде всего, из сокращения неэффективных расходов и издержек, а также концентрации расходов на наиболее приоритетных направлениях.

Поддерживая расширение практики внедрения принципов проектного управления, участники парламентских слушаний считают, что интеграция приоритетных проектов в государственные программы должна сопровождаться совершенствованием действующих процедур формирования и реализации государственных программ.

Важным направлением повышения эффективности бюджетных средств остается увеличение отдачи от государственных активов. В связи с этим, участники парламентских слушаний считают, что назрела необходимость усиления контроля за реализацией инвестиционных проектов государственных компаний и ростом их издержек.

В 2018–2020 годах доходы федерального бюджета в номинальном выражении будут увеличиваться крайне неравномерно: на 3,7% в 2018 году по отношению к предыдущему году, на 1,9% — в 2019 году и на 4,7% — в 2020 году. При этом следует отметить, что темпы прироста доходов федерального бюджета планируются значительно ниже уровня 2017 года (9,4%).

В плановом периоде продолжится тенденция снижения доли доходов федерального бюджета в ВВП, которая имела место в предыдущие годы (с 16,0% в 2017 году до 14,8% в 2020 году). Это будет связано в основном с сокращением нефтегазовых доходов в абсолютном выражении на 5,4% в 2018 году и на 4,2% в 2019 году и, соответственно, падением их доли в ВВП с 6,3% в 2017 году до 4,9% к концу планового периода.

Прогнозируемое снижение мировых цен на нефть марки «Юралс» к концу 2018 года после завершения действия соглашения о заморозке добычи нефти странами ОПЕК, низкие темпы роста (снижение по отдельным позициям) физических объемов добычи и экспорта российских нефти и газа, а также изменение расчетной ставки на природный газ для собственников объектов Единой системы газоснабжения приведет к снижению доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 39,4% в 2017 году до 33,4% в 2020 году. Соответственно доля ненефтегазовых доходов увеличится с 60,6% до 66,6%.

Объем ненефтегазовых доходов в 2018–2020 годах планируется стабильно поддерживать на уровне 10% к ВВП. При этом в номинальном выражении его годовой прирост составит 9,6% в 2018 году и чуть более 5% в 2019–2020 годах. Прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов связано с ростом поступлений основных внутренних налогов (налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, акцизов), а также с изменениями законодательства Российской Федерации и отдельными решениями, направленными на мобилизацию доходов. При этом участники парламентских слушаний отмечают, что не все изменения законодательства Российской Федерации в части акцизного налогообложения на настоящий момент законодательно оформлены.

С учетом того, что налоговая политика на трехлетний период будет строиться исходя из сохранения на неизменном уровне совокупной фискальной нагрузки на налогоплательщиков, расширение доходной базы федерального бюджета можно будет обеспечить только за счет улучшения собираемости и качества администрирования налогов. Необходимо искать резервы дополнительных доходных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

По мнению участников парламентских слушаний, такие резервы находятся в сфере регулирования оборота алкогольной и табачной продукции. Принятые по предложению Совета Федерации в 2016–2017 годах меры по сокращению нелегального производства и оборота алкогольной продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% позволили на 28% увеличить поступления акцизов на указанную продукцию в федеральный и региональные бюджеты. Вместе с тем остались вопросы, которые требуют своего решения: установление дифференцированного размера государственной пошлины за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в зависимости от количества мест осуществления деятельности, введение обязанности производителей маркировать стеклянную тару для производства алкогольной продукции, гармонизация ставок акцизов на алкогольную и табачную продукции в рамках Евразийского экономического союза, увеличение региональной части доходов от акцизов на крепкий алкоголь исходя из объемов потребления и зачисление части доходов от акцизов на табачную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Важными задачами являются сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений, а также льгот по региональным и местным налогам, установленных федеральным законодательством. В 2016 году сумма установленных законодательством Российской Федерации льгот по региональным и местным налогам составила 482,7 млрд. рублей (63% от общего числа), а установленных законодательством субъектов Российской Федерации – 283,5 млрд. рублей (37%). В связи с этим необходимо ввести мораторий на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, и провести оценку эффективности всех действующих льгот на основе единой методики.

Участники парламентских слушаний считают, что «правило двух ключей» должно распространяться также на установленные на федеральном уровне налоговые льготы и преференции по федеральным налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты. В этом случае прекратится практика внесения Правительством Российской Федерации законопроектов, предусматривающих льготы и освобождения, которые приводят к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В 2018–2020 годах продолжится работа по совершенствованию системы межбюджетных отношений.

Участники парламентских слушаний отмечают положительные тенденции в части исполнения региональных бюджетов в 2016–2017 годах, а именно сокращение дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и снижение уровня их государственного долга.

Однако остается нерешенной проблема «закредитованности» региональных бюджетов. По итогам 2016 года у 8 регионов государственный долг превышает собственные доходы, а у 50 регионов он составляет более 50% собственных доходов.

В этой связи участники парламентских слушаний отмечают большую значимость для субъектов Российской Федерации решения Президента Российской Федерации В.В. Путина о начале с 2018 года реализации программы реструктуризации бюджетных кредитов субъектов Российской Федерации, рассчитанной на 7 лет, с предоставлением возможности ее продления до 12 лет в случае обеспечения регионом в 2018–2019 годах роста налоговых и неналоговых доходов не ниже уровня инфляции.

Реализация этой программы окажет существенную поддержку субъектам Российской Федерации, предоставив возможность направления высвобождаемых средств на социально-значимые расходы, а также на оздоровление их государственных финансов.

Поддерживая программу реструктуризации бюджетных кредитов субъектов Российской Федерации, участники парламентских слушаний считают, что эта программа должна быть реализована без возложения на субъекты Российской Федерации условий для участия в ней.

Серьезную обеспокоенность участников парламентских слушаний вызывает предлагаемое Правительством Российской Федерации сокращение предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации с 15% до 10% от их налоговых и неналоговых доходов, так как это предложение не в полной мере учитывает реальную ситуацию с исполнением отдельных региональных и местных бюджетов, что может привести к рискам невыполнения субъектами Российской Федерации собственных расходных обязательств в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

По мнению участников парламентских слушаний, при рассмотрении вопроса о снижении предельного уровня дефицита необходимо реально оценивать финансовые возможности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также учитывать решения, которые принимаются на федеральном уровне и влияют на снижение доходов или требуют увеличения расходов.

Так, например, существенных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации потребует индексация с 1 января 2018 года заработной платы тех категорий работников бюджетной сферы, на которых не распространялась ранее произведенная индексация. Общий объем таких расходов может быть выше 300 млрд. рублей.

Впервые за последние годы коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг для определения размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения согласно проекту федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» выше 1 (1,073 на 2018 год, 1,116 на 2019 год и 1,161 на 2020 год), что потребует увеличения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в 2020 году по сравнению с 2017 годом на 97,0 млрд. рублей или на 15,7 %.

В части расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения участники парламентских слушаний отмечают важность законодательного решения вопроса по внедрению «самозанятых» граждан в правовое поле и их вовлечению в систему налогообложения.

Серьезную обеспокоенность участников парламентских слушаний вызывает продолжение практики по увеличению в пользу федерального бюджета нормативов зачисления доходов от акцизов на нефтепродукты с 42,6% до 42,9% в 2018 году, с 39,8% до 41,9% в 2019 году и с 12% до 41,80% в 2020 году с одновременным снижением нормативов для субъектов Российской Федерации. Взамен Правительство Российской Федерации предполагает направить в регионы дополнительные доходы, эквивалентные стоимости 1 рубля с каждого литра дизельного топлива, что, по его оценке, позволит увеличить доходы региональных бюджетов на 29,4 млрд. рублей в 2018 году, на 33,7 млрд. рублей в 2019 году и на 34,7 млрд. рублей в 2020 году. Вместе с тем, по мнению участников парламентских слушаний, потери региональных бюджетов от снижения норматива в 2020 году на 29,8 процентных пункта превысят указанные дополнительные доходы.

Следует отметить, что предлагаемые Правительством Российской Федерации подходы снижают возможности регионов по решению задач повышения качества дорог регионального значения и увеличения объемов их строительства, в связи с чем необходимо рассматривать вопрос об увеличении норматива зачисления указанных доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Участившаяся практика снижения нормативов зачисления доходов в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации вызывает особую озабоченность участников парламентских слушаний. Так, помимо доходов от акцизов на нефтепродукты предлагается зачисление в федеральный бюджет доходов от акцизов на средние дистилляты по нормативу 50% (в настоящее время действует норматив 100% для бюджетов субъектов Российской Федерации).

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018–2020 годах увеличен в связи уточнением прогнозного объема централизованного в федеральный бюджет 1 процентный пункт налога на прибыль по сравнению с уровнем, предусмотренным в Федеральном законе от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ, в 2018 году на 30,5 млрд. рублей (до 645,1 млрд. рублей), в 2019 году — на 33,6 млрд. рублей (до 648,2 млрд. рублей) и в 2020 году — на 5,5 млрд. рублей (до 653,7 млрд. рублей).

Предоставление указанных дотаций учитывает результаты инвентаризации расходных обязательств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по итогам 2016 года с учетом совершенствования подходов к определению «модельного» бюджета.

Участники парламентских слушаний отмечают, что важную роль для развития субъектов Российской Федерации в трехлетнем периоде должны сыграть меры стимулирующего характера.

В бюджете текущего года на предоставление дотации бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала (гранты) предусмотрено 20,0 млрд. рублей (в 2016 году — 5 млрд. рублей), в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» по 19,96 млрд. рублей ежегодно.

Вместе с тем на протяжении ряда лет неоднократно поднимался вопрос о необходимости совершенствования действующей ранее методики распределения грантов, которая не позволяет объективно учитывать вклад органов государственной власти субъекта Российской Федерации в развитие региона. В связи с этим участники парламентских слушаний считают необходимым ускорить разработку и принятие новой усовершенствованной методики распределения грантов.

Одним из положительных результатов работы Правительства Российской Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений является переход к преимущественному распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете, внедрение единых подходов к определению уровня софинансирования при распределении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем участники парламентских слушаний считают необходимым обратить особое внимание на недопустимость внесения в Государственную Думу проектов федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в условиях отсутствия ряда законопроектов, предусматривающих изменения бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, на основании которых сформирован федеральный бюджет.

Участники парламентских слушаний отмечают участившуюся в последние годы практику внесения Правительством Российской Федерации бюджетообразующих норм поправками в уже находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе законопроекты.

 

Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний, поддерживая в целом концепцию проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, р е к о м е н д у ю т:

 

1. Правительству Российской Федерации:

принять меры по повышению качества управления государственными финансами и обеспечить концентрацию бюджетных ресурсов на наиболее приоритетных направлениях стратегического развития Российской Федерации;

обеспечить актуализацию государственных программ с использованием принципов проектного финансирования и разработать основы перехода на проектное управление бюджетными ресурсами;

проанализировать практику применения института консолидированной группы налогоплательщиков за 2012–2017 годы и подготовить предложения по его совершенствованию в целях увеличения доходов бюджетной системы Российской Федерации;

рассмотреть возможность ограничения переноса убытков по налогу на прибыль организаций, полученных налогоплательщиками-участниками консолидированной группы налогоплательщиков в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода;

распространить правило «двух ключей» для установленных на федеральном уровне налоговых льгот и преференций по федеральным налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, предусмотрев применение льгот только в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации;

рассмотреть вопрос об увеличении доли доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, зачисляемой исходя из объемов потребления по данным единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС);

рассмотреть вопрос об отнесении спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии к подакцизным товарам;

осуществлять мониторинг предоставления из региональных бюджетов вычетов по акцизам на прямогонный бензин и средние дистилляты и подготовить предложения о компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в результате применения указанных вычетов;

предусмотреть компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с применением в 2018–2020 годах понижающего коэффициента (Кк), используемого при расчете показателя, характеризующего особенности добычи нефти и увеличивающего ставку налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти;

рассмотреть вопрос об установлении дифференцированного размера государственной пошлины за предоставление и продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в зависимости от количества торговых объектов;

предусмотреть компенсацию выпадающих доходов местных бюджетов в связи с планируемыми вычетами по единому налогу на вмененный доход и налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в размере расходов по приобретению контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), обеспечивающей онлайн-передачу данных на серверы Федеральной налоговой службы (в размере не более 18 000 рублей за один кассовый аппарат);

разработать меры по упрощению порядка представления налоговой отчетности налогоплательщиками, применяющими ККТ с функцией передачи информации;

продолжить работу в части унификации методов определения кадастровой оценки объектов недвижимости в целях формирования экономически обоснованной налоговой базы по имущественным налогам;

рассмотреть возможность реализации нормы статьи 3811 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей введение с 1 января 2018 года льготы по налогу на имущество организаций в части движимого имущества в случае принятия закона субъекта Российской Федерации;

осуществить мониторинг недополученных доходов бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 464-ФЗ «О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и в случае необходимости предусмотреть дополнительную финансовую помощь бюджетам субъектов Российской Федерации;

продлить на один год установленный пунктом 10 статьи 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации трехлетний период, в течение которого участники свободной экономической зоны, созданной в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», имеют право получить такой статус и применять пониженные тарифы страховых взносов;

ускорить согласование и заключение соглашений «О регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС» и «О принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную продукцию государств‑членов ЕАЭС»;

рассмотреть вопрос о распространении действия ЕГАИС на производство и оборот табачной продукции;

ускорить доработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

обеспечить предоставление бюджетных ассигнований, направляемых на взносы в уставные капиталы юридических лиц, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, на осуществление бюджетных инвестиций при наличии финансово-экономического обоснования потребности в них, а также с учетом темпов реализации инвестиционных проектов и неосвоенных остатков бюджетных средств на их реализацию;

разработать дополнительный комплекс мер повышения эффективности государственных корпораций, предусматривающий установление контроля за использованием ими бюджетных средств, в том числе на реализацию инвестиционных проектов;

разработать систему мер государственной поддержки развития внутреннего туризма;

принять меры, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

провести ревизию незавершенных объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, включая софинансирование из федерального бюджета объектов региональной (муниципальной) собственности, с целью оценки необходимости завершения их строительства;

рассмотреть вопрос обеспечения непрерывности мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональными адресными программами на основе долгосрочных механизмов расселения после 1 января 2018 года;

обеспечить финансирование централизованных закупок препаратов для лечения детей, больных орфанными заболеваниями, за счет средств федерального бюджета;

обеспечить реализацию с 2018 года программы реструктуризации накопленной задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам без возложения на субъекты Российской Федерации условий для участия в ней;

ускорить принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы реструктуризации накопленной задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам;

рассмотреть возможность заключения соглашений о реструктуризации накопленной задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам с учетом реальных возможностей субъектов Российской Федерации и уровня коммерческого долга в структуре их государственного долга;

рассмотреть вопрос о предоставлении всем субъектам Российской Федерации возможности превышения предельного объема государственного долга на суммы привлеченных бюджетных кредитов на уровне не более 140% объема собственных доходов на 1 января 2018 года и на уровне не более 120% объема собственных доходов на 1 января 2019 года;

рассмотреть вопрос о поэтапном сокращении предельного уровня дефицита до 10%, например, на 1 процентный пункт ежегодно начиная с 2018 года;

рассмотреть возможность софинансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

рассмотреть вопрос об увеличении с 2018 года норматива зачисления доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации, сохранив установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации норматив в размере 88% в 2020 году;

сохранить действующий в 2017 году норматив зачисления доходов от акцизов на средние дистилляты в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 100%, регламентировав его в Бюджетном кодексе Российской Федерации;

предусмотреть увеличение бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на создание новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе рассмотреть возможность увеличения срока их строительства с одного до двух лет;

разработать меры по решению проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

рассмотреть возможность увеличения объема бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения;

рассмотреть вопрос об увеличении в 2019–2020 годах бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление дотации субъектам Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на оплату труда работников бюджетной сферы до уровня 2018 года;

рассмотреть в рамках трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений вопрос оказания дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, у которых произошло существенное сокращение доходной базы, а также объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

обеспечить со следующего бюджетного цикла выполнение нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой федеральные законы о внесении изменений в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

ускорить утверждение методики распределения дотации бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала (гранты), в том числе рассмотрев возможность предоставления части грантов субъектам Российской Федерации, которые перечисляют в федеральный бюджет более 50% доходов, собранных с их территории, и уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых ниже единицы;

увеличить с 50% до 70% норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от платы за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями, в случае, когда предоставление указанных документов осуществляется через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

обратить внимание на необходимость определения объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, обеспечивающего достаточность предоставляемых средств на реализацию переданных полномочий;

продолжить работу по консолидации субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

исключить внесение в находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов поправок, приводящих к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять рефинансирование ранее полученных кредитов в кредитных организациях в целях приведения действующих по договорам процентных ставок в соответствие с реальными процентными ставками, сложившимися на кредитном рынке.

3. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Министерством финансов Российской Федерации и субъектами Российской Федерации изучить вопрос о возможности введения с 1 января 2018 года льготы по налогу на имущество организаций в части движимого имущества в случае принятия закона субъекта Российской Федерации и при необходимости внести поправку в проект федерального закона № 274631–7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 254-ФЗ „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“.