Парламентские слушания

«О параметрах проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

Рекомендации

Рекомендации

парламентских слушаний «О параметрах проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

 4 октября 2019 года город Москва

Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204) и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года.

Законопроект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, предполагающего замедление темпов роста мировой экономики до 3% в 2019 году (впервые с 2009 года) и сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении Российской Федерации, на протяжении всего прогнозного периода.

Также базовый вариант прогноза предполагает реализацию Плана действий Правительства Российской Федерации по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в валовом внутреннем продукте.

Проведение бюджетной политики в соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволило значительно повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре.

В то же время участники парламентских слушаний отмечают, что остается нерешенным целый ряд проблем, тормозящих осуществление прорыва в научно-техническом и социально-экономическом развитии Российской Федерации.

Так, сохраняются негативная тенденция по снижению доходов населения и значительные структурные ограничения динамичного и сбалансированного развития, а также остаются низкими темпы роста производительности труда.

Прогнозируется сохранение инфляции на низком уровне: в 2020 году — 3,0%, в 2021 – 2022 годах – 4,0%. При этом не учитывается позиция Центрального банка Российской Федерации, который сохранил прогноз инфляции на 2020 год на уровне 4,0%.

После замедления экономического роста в первом полугодии 2019 года прогнозируется рост национальной экономики в 2020 году на уровне 1,7% в связи с ростом бюджетных расходов (преимущественно инвестиционного характера) и постепенным смягчением денежно-кредитных условий. В плановом периоде прогнозируется постепенное ускорение динамики роста российской экономики до 3,2% в 2022 году.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию национальных проектов в 2020–2022 годах составит 6,9 трлн рублей (в 2020 году – 2,0 трлн рублей, в 2021 году – 2,2 трлн рублей, в 2022 году – 2,7 трлн рублей).

Необходимо отметить, что реализация национальных проектов в текущем году выявила целый ряд недостатков, создающих определенную опасность недостижения поставленных целей. Очень важно обеспечить своевременное финансирование всех национальных проектов. Уровень исполнения расходов федерального бюджета на национальные проекты на 1 октября 2019 года составил менее 50%. Поэтому от Правительства Российской Федерации потребуется разработка дополнительных мер по устранению имеющихся рисков.

Стратегическая значимость национальных проектов требует разработки механизма постоянного мониторинга эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, направляемых на реализацию как национальных проектов, так и государственных программ Российской Федерации, которые должны стать основным инструментом бюджетного планирования.

В 2020–2022 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 2,1% в 2020 году по отношению к оценке предыдущего года, на 4,3% в 2021 году по сравнению с 2020 годом и на 3,8% в 2022 году по сравнению с 2021 годом. При этом следует отметить, что на 2020 год доходы запланированы фактически на уровне законодательно утвержденного показателя 2019 года (с превышением на 1%).

В плановом периоде продолжится тенденция снижения доли доходов федерального бюджета в ВВП, которая имела место в предыдущие годы (с 18,7% в 2018 году до 17,2% в 2022 году). Это будет связано с сокращением нефтегазовых доходов в абсолютном выражении на 14,3% к концу планового периода по сравнению с 2018 годом и, соответственно, падением их доли в ВВП с 8,7% в 2018 году до 6,0% в 2022 году.

Указанная отрицательная динамика обусловлена снижением цен на энергоносители при относительно стабильном реальном курсе рубля к доллару США, сокращением доли нефтегазового сектора в структуре ВВП, а также ростом выпадающих доходов, связанных с предоставленными льготами предприятиям топливно-энергетического комплекса. На сокращение доходных поступлений повлияет корректировка параметров завершения «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли. В совокупности все это приведет к снижению доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 46,4% в 2018 году до 35,0% в 2022 году.

Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 2020–2022 годах достаточно стабильны, их темпы прироста будут составлять 5,6%-6,6%. По отношению к ВВП они незначительно увеличатся с 10,9% в 2019 году до 11,4% в 2020 году, что связано с рядом разовых неналоговых поступлений, а затем снизятся до 11,1% ВВП к 2022 году преимущественно за счет снижения поступлений акцизов на нефтепродукты в связи с их поэтапной передачей на региональный уровень.

 Изменения законодательства Российской Федерации с 1 января 2020 года, связанные с изменением ставок акцизов на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, вина, изменением порядка исчисления акциза на средние дистилляты, повышением ставок утилизационного сбора и другие, а также увеличение поступления дивидендов за счет повышения направляемой на их выплату доли прибыли компаний приведут к увеличению ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 2020 году на 264,4 млрд рублей и в 2021 году – на 40,2 млрд рублей. Сдерживающим фактором роста налоговых поступлений, кроме снижения поступлений акцизов на нефтепродукты, будут служить выпадающие доходы, возникающие в том числе из‑за установления пониженных ставок налога на добавленную стоимость в отношении внутренних воздушных перевозок, а также отдельных видов плодово-ягодной продукции.

В то же время доходную часть федерального бюджета можно увеличить за счет продолжения активной работы налоговых органов по погашению имеющейся задолженности по налогам, пошлинам и сборам, совершенствования контроля за достоверным декларированием таможенной стоимости товаров, проведения комплекса мероприятий в части сокращения теневого сектора экономики, сокращения неэффективных налоговых льгот и освобождений.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2020 год определен в сумме 19 503,3 млрд рублей, на 2021 год – 20 634,0 млрд рублей, на 2022 год – 21 763,3 млрд рублей.

Прогнозируется, что общий объем расходов федерального бюджета вырастет с 16,8% ВВП в 2019 году до 17,3% ВВП в 2020 году. Далее предполагается снижение объема расходов до 16,9% ВВП к 2022 году.

Следует отметить, что проектом федерального бюджета на 2020 – 2022 годы не планируется существенного увеличения расходов на человеческий капитал (образование, здравоохранение) к концу планового периода.

 Доля расходов на образование в общем объеме расходов в 2020 году останется на уровне 2019 года — 4,7% и снизится до 4,6% в 2021 году, и до 4,2% в 2022 году.

Расходы на здравоохранение значительно увеличатся в 2020 году по сравнению с текущим годом, и их доля в общем объеме расходов вырастет с 3,7% до 5,2%. Однако в плановом периоде эта доля будет снижаться до 4,5% к 2022 году.

Второй год подряд федеральный бюджет формируется с положительным балансом (профицитом), который в 2020 году составит 876,1 млрд рублей (0,8% ВВП), в 2021 году — 612,5 млрд рублей (0,5% ВВП), в 2022 году – 252,0 млрд рублей (0,2% ВВП).

В результате реализации бюджетных правил планируется значительное увеличение объема Фонда национального благосостояния (ФНБ), который на конец 2020 года планируется в объеме 11 059,5 млрд рублей (9,8% ВВП), на конец 2021 года – 13 658,0 млрд рублей (11,3% ВВП), на конец 2022 года – 16 196,3 млрд рублей (12,6% ВВП). Пополнение указанного фонда в таких размерах потребует формирования целостной системы управления средствами ФНБ, в том числе способствующей увеличению доходности управления средствами фонда.

Сохраняется тенденция роста объема государственного долга Российской Федерации, который увеличится в 2022 году по сравнению с 2019 годом на 36,2%: с 15 566,8 млрд рублей (14,3% ВВП) до 21 204,1 млрд рублей (16,5%).

Несмотря на увеличение государственного долга, накопленный объем государственных долговых обязательств позволит федеральному бюджету сохранять долговую устойчивость на безопасном уровне, соответствующем международным стандартам.

Планируемое увеличение размера государственного долга отразится и на росте процентных расходов федерального бюджета, которые вырастут в 2022 году по сравнению с 2019 годом на 41%.

Необходимо отметить, что по‑прежнему остается острым вопрос значительной дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития в силу неравных финансовых возможностей, связанных, в первую очередь с поступлением более 50% основных видов налоговых доходов (НДФЛ, налог на прибыль организаций) в 10 крупнейших субъектов Российской Федерации.

Поэтому для поддержания финансовой устойчивости и стабильности остальных регионов основополагающее значение имеют межбюджетные трансферты из федерального бюджета, подходы к предоставлению которых должны совершенствоваться, отвечая современным реалиям, задачам, поставленным в национальных (федеральных) проектах.

При росте общего объема межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации относительно 2018 года на 24,8% в 2020 году, на 25,5 % в 2021 году и на 21,4% в 2022 году, обусловленном реализацией национальных (федеральных) проектов, объем дотаций субъектам Российской Федерации снижается в сравнении с 2018 годом на 10% в 2020 году, на 9,3% в 2021 году и на 8% в 2022 году.

Принимая во внимание формирование дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, направленных на достижение целей национальных (федеральных) проектов, участники парламентских слушаний отмечают важность проработки вопроса об увеличении совокупного объема дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации при одновременном продолжении работы по совершенствованию подходов к их распределению, основной задачей которой должно стать ежегодное снижение дифференциации по уровню социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Актуальным для субъектов Российской Федерации является также совершенствование мер стимулирующего характера, которые, по мнению участников парламентских слушаний, должны учитывать как результаты реализации национальных (федеральных) проектов, так и взвешенную долговую политику, например, сокращение государственного долга субъектов Российской Федерации, который составил на 1 сентября 2019 года 1 995,1 млрд. рублей, что почти на 10% ниже его размера на начало 2019 года (по 14 регионам наблюдается рост государственного долга на 1 сентября 2019 года). Вместе с тем, усовершенствованная методика распределения дотаций (грантов) бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации еще не утверждена.

Также важным для субъектов Российской Федерации является утверждение распределения межбюджетных трансфертов, в том числе иных межбюджетных трансфертов, на трехлетний период при рассмотрении во втором чтении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в Государственной Думе.

Особую обеспокоенность участников парламентских слушаний вызывает отсутствие во внесенном в Государственную Думу проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации по регионам и соответствующей методики указанного распределения, традиционно включаемых в материалы при внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Продолжение работы по сокращению различий между субъектами Российской Федерации должно способствовать, по мнению участников парламентских слушаний, обеспечению равноправия и повышению доверия между субъектами Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

 Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний, поддерживая в целом концепцию проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов,

р е к о м е н д у ю т:

1. Правительству Российской Федерации:

привести цели, задачи, индикаторы (показатели), основные мероприятия государственных программ Российской Федерации в полное соответствие с национальными (федеральными) проектами;

предусмотреть возможность корректировки показателей и результатов национальных (федеральных) проектов по субъектам Российской Федерации, исходя из их особенностей, итогов фактического исполнения национальных (федеральных) проектов в 2019 году, а также с учетом реальных возможностей достижения их результатов;

обеспечить принятие до 1 января 2020 года нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;

рассмотреть возможность установления норматива зачисления акцизов на средние дистилляты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в размере установленного норматива зачисления акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в статью 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части установления дифференцированного размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) и «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ (в части совершенствования порядка предоставления или продления срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции);

рассмотреть вопрос о целесообразности перераспределения части доходов от акцизов на пиво между бюджетами субъектов Российской Федерации пропорционально объемам реализации указанной продукции на основании данных, отраженных в единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

рассмотреть вопрос о зачислении в бюджеты субъектов Российской Федерации части доходов от акцизов на табачную продукцию;

подвести до 1 января 2020 года предварительные итоги мониторинга реализации эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», принять решение о постепенном в течение одного года распространении на другие субъекты Российской Федерации применения налога на профессиональный доход;

рассмотреть вопрос о продлении до 1 января 2022 года срока действия нормы Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляющей право субъектам Российской Федерации устанавливать в целях применения упрощенной системы налогообложения налоговую ставку в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу законов субъектов Российской Федерации о введении упрощенной системы налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания;

исключить применение ограничения по предоставлению налоговых льгот, направленных на стимулирование развития инвестиционных потенциалов субъектов Российской Федерации, при заключении соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации;

определить совместно с палатами Федерального Собрания Российской Федерации направления размещения средств Фонда национального благосостояния после достижения его ликвидной частью 7 процентов валового внутреннего продукта с учетом необходимости поддержки значимых для развития субъектов Российской Федерации инвестиционных проектов и финансирования государственных экспортных кредитов;

разработать меры по определению персональной ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за срыв сроков строительства (реконструкции) объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу;

продолжить работу по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотрев в том числе: перевод всех стадий исполнения государственных и муниципальных контрактов в электронный формат; существенное сокращение количества конкурентных способов закупок; проведение закупок малого объема с использованием электронного магазина, а также допуск на рынок закупок малого объема электронных площадок, включенных в перечень распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 года № 1447-р в целях поддержания между ними конкуренции и, как следствие, повышения качества и эффективности их работы;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети» в части включения в субсидируемые маршруты внутрирегиональных пассажирских авиаперевозок, пунктами отправления и назначения которых являются административные центры субъектов Российской Федерации и аэропорты, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрев соответствующее увеличение бюджетных ассигнований в федеральном бюджете;

рассмотреть вопрос о принятии долгосрочных программ по государственной поддержке российских производителей товаров и услуг с установлением конкретных сроков и объемов их реализации, что позволит повысить предсказуемость их деятельности;

ускорить доработку государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», в том числе обеспечив оптимизацию взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации по реализации мероприятий национальных проектов, исключив дублирование предоставления отчетности;

осуществлять в ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году мониторинг ситуации, сложившейся в субъектах Российской Федерации с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы и в случае необходимости оказать дополнительную финансовую помощь регионам;

разработать план передачи на федеральный уровень в течение двух лет полномочий субъектов Российской Федерации по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, предусмотрев компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов субъектов Российской Федерации на исполнение указанных полномочий до момента их полной передачи на федеральный уровень;

предусмотреть необходимый объем финансирования строительства ледокольного флота и мероприятий плана (»дорожной карты») по реализации первоочередных мер по локализации критически важного оборудования для средне- и крупнотоннажного производства сжиженного природного газа (далее СПГ) и строительства осуществляющих транспортировку СПГ судов-газовозов, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козаком от 30 августа 2018 года (№ 7076п-П9), принимая во внимание поручения Президента Российской Федерации по разработке и утверждению Государственной программы по развитию Арктической зоны Российской Федерации;

рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»;

рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на реализацию комплекса мер по сохранению и развитию города Кисловодска и Кисловодского курортного парка;

обеспечить увеличение объема бюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию онкологических объектов в 2020 году на 3,9 млрд рублей, в 2021 году – на 7,7 млрд рублей, в 2022 году – на 8,4 млрд рублей;

провести анализ достаточности средств, выделяемых на создание и замену фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов в субъектах Российской Федерации и при необходимости выделить дополнительные финансовые ресурсы на указанные расходы;

рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в целях перевода обучающихся из зданий школ с высокой степенью износа в новые;

рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии на софинансирование расходов, связанных с капитальным ремонтом зданий общеобразовательных организаций;

предусмотреть дополнительное финансирование на модернизацию региональных и муниципальных театров, включая детские театры, путем их реконструкции, капитального ремонта, в размере 4,63 млрд рублей;

предусмотреть увеличение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения жилыми помещениями детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечить максимальное распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе иных межбюджетных трансфертов, на трехлетний период федеральным законом о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов;

обеспечить сокращение нераспределенного резерва дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до 20%;

обеспечить заключение до начала очередного финансового года соглашений с субъектами Российской Федерации о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на срок не менее трех лет;

продолжить работу по совершенствованию методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670, в части определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований (модельного бюджета), в том числе с учетом дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с эксплуатацией объектов, созданных в рамках национальных проектов, при одновременном увеличении бюджетных ассигнований на указанные цели;

проработать вопрос об увеличении объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе на компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с исключением движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций;

ускорить внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов «О внесении изменений в часть первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе» и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе»;

проработать вопрос о включении субъектов Российской Федерации в получатели межбюджетных трансфертов без привязки к наличию проектно-сметной документации, одновременно установив до 1 апреля очередного финансового года предельный срок для ее разработки, а также обеспечить софинансирование из федерального бюджета расходов на разработку проектно-сметной документации и расходов, связанных с введением объектов в эксплуатацию;

установить предельный срок до 1 июля очередного финансового года для отказа субъектов Российской Федерации от предоставления межбюджетных трансфертов с применением в последующем мер дисциплинарной ответственности к должностным лицам субъектов Российской Федерации в случае не соблюдения указанного срока;

применять утвержденный предельный уровень софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при реализации национальных (федеральных) проектов, по всем расходам, осуществляемым в рамках национальных (федеральных) проектов, в том числе выполняемым до 2019 года, а также утвердить его на срок их реализации;

разработать усовершенствованную методику распределения дотаций (грантов) бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за снижение объема их государственного долга, и рассмотреть ее до принятия Законопроекта во втором чтении Государственной Думой на заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, проработав вопрос об увеличении бюджетных ассигнований на указанные цели начиная с 2021 года;

обеспечить продление периода погашения обязательств по бюджетным кредитам до 2029 года для максимального количества субъектов Российской Федерации, предусмотрев возможность учета роста их налоговых и неналоговых доходов в среднем за 2018‑2019 годы для соотнесения с уровнем инфляции;

рассмотреть в случае необходимости возможность уточнения соглашений, заключенных в рамках реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, в том числе в части увеличения предельных значений доли долговых обязательств по рыночным заимствованиям в отношении субъектов Российской Федерации, имеющих минимальный уровень долговых обязательств, при условии направления указанных заимствований на расходы инвестиционного характера;

продолжить работу по совершенствованию методик определения общего объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в части учета в полном объеме необходимых затрат на осуществление переданных полномочий, в том числе субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;

рассмотреть вопрос об увеличении объема субвенции, предоставляемой из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, для снижения дифференциации показателя роста объема указанной субвенций в субъектах Российской Федерации в 2020 году;

ускорить решение вопроса о передаче на федеральный уровень полномочий по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в отношении детей и лиц, достигших пенсионного возраста;

рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в 2020 году, а также в 2022 году — на предоставление иных межбюджетных трансфертов на указанные цели в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;

прекратить практику возложения на субъекты Российской Федерации новых расходных обязательств нормативными правовыми актами;

провести анализ объемов государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также кредиторской задолженности учреждений, созданных субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, в целях исключения формирования латентной долговой нагрузки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

2. Счетной палате Российской Федерации в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2020 году выявить причины продления сроков завершения расчетов по оплате контрактов на строительство (реконструкцию) объектов ФАИП по неисполненным обязательствам предыдущего года по ряду главных распорядителей средств федерального бюджета и представить предложения по комплексу мер, направленных на поэтапное сокращение количества объектов незавершенного строительства.

3. Органам государственной власти Российской Федерации при осуществлении контроля за реализацией национальных (федеральных) проектов минимизировать количество разрозненных запросов о необходимой информации, используя для ее получения в том числе государственную интегрированную информационную систему «Электронный бюджет».

4. Федеральной налоговой службе в кратчайшие сроки организовать проверочные мероприятия полноты исчисления и уплаты налогов и сборов налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории Республики Хакасия, и представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Счетную палату Российской Федерации материалы по итогам указанных проверочных мероприятий.

 5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации обратить внимание на результаты проводимого Счетной палатой Российской Федерации мониторинга объектов незавершенного строительства в части количества объектов, строительство которых приостановлено более чем на полгода или законсервировано, своевременно принимая меры по завершению их строительства.

6. Заместителю председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Кареловой, Комитету Совета Федерации по социальной политике провести заседание Совета по региональному здравоохранению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, посвященное вопросам мониторинга организации обеспечения граждан лекарственными препаратами специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенный в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, переданных на федеральный уровень, а также полноты и своевременности их финансирования.

7. Комитету по социальной политике, Комитету по науке, образованию и культуре подготовить предложения по комплексному решению проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе рассмотрев вопрос об использовании субъектами Российской Федерации социального найма для обеспечения жильем данной категории лиц.

8. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

1) подготовить поправки к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», предусматривающие:

увеличение бюджетных ассигнований:

на предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

на реконструкцию, ремонт и оснащение региональных и городских театров;

на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии на софинансирование расходов, связанных с капитальным ремонтом зданий общеобразовательных организаций;

на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, специализирующихся на диагностике и лечении онкологических заболеваний;

на проведение капитального ремонта хирургического корпуса государственного автономного учреждения Амурской области «Тындинская больница»;

 создание правовых оснований для продления периода погашения задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в случае обеспечения ими не ниже фактического уровня инфляции роста налоговых и неналоговых доходов в 2018–2019 годах в среднем за два указанных календарных года;

2) подготовить поправку к проекту федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году», предусматривающую сокращение в плановом периоде нераспределенного резерва дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с 30% до 20%;

3) провести совещание с участием Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Фонда развития промышленности, на котором рассмотреть вопросы увеличения объемов финансирования указанного Фонда, повышения эффективности и активизации его деятельности в части привлечения Фондом перспективных промышленных проектов, нуждающихся в льготном софинансировании.