Другие мероприятия

«О Государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

Решение
совместного совещания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам со Счетной палатой Российской Федерации по вопросу «О Государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

23 октября 2013 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел совещание по вопросу «О Государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее – Программа).

Заслушав и обсудив доклады В.В.Холодова, директора Департамента стратегического планирования и реализации программ развития Дальнего Востока, Ю.В. Росляка, аудитора Счетной палаты Российской Федерации, а также выступления С.И.Астафурова, директора Департамента регионального развития Внешэкономбанка, Н.А. Резванова, директора Департамента инвестиционных проектов, целевых и специальных программ развития субъектов Российской Федерации Министерства регионального развития Российской Федерации, Комитет отмечает следующее.

Целями Программы являются формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращение его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, в структуре которой преобладают высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью, кардинальное улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, создание условий для сокращения оттока населения из макрорегиона и обеспечение миграционного прироста с преобладанием квалифицированных специалистов при обеспечении на территории макрорегиона среднеевропейского уровня жизни населения.

Реализовать Программу планируется в основном за счет средств из внебюджетных источников и федерального бюджета.

Однако необходимо отметить, что нет достаточных гарантий обеспечения запланированного финансирования Программы в полном объеме как бюджетными, так и внебюджетными источниками финансирования.

Средства федерального бюджета в основном предусмотрены на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

Вместе с тем, существует ряд принципиальных моментов, которые ставят под сомнение реализуемость и эффективность Программы.

Так, например, в минерально-сырьевом кластере на базе Удоканского месторождения меди, который является большой составной частью данной Программы, начато освоение трех крупных месторождений: медно-рудное месторождение (Удоканское), месторождение угля (Апсатское) и Чинейское титаномагнетитовое месторождение. Угольное и титаномагнетитовое месторождения уже дали первые объемы, а медно-рудное месторождение еще не начало разрабатываться. При этом сеть транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, линии железной дороги и линии ЛЭП) ориентированы только на Удокан. Мероприятия по транспортной и энергетической инфраструктуре для Апсатского и Чинейского месторождений в Программе не запланированы.

В связи с поручениями Президента Российской Федерации и чрезвычайной ситуацией, сложившейся в настоящий момент на Дальнем Востоке, Минвостокразвития России ведет подготовку новой редакции Программы, а также новой редакции федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

Принимая во внимание вышеизложенное, участники совещания приняли решение:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

— ускорить разработку новой редакции Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и новой редакции федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» с учетом ситуации сложившейся в настоящее время в регионе;

— разработать методологию и критерии оценки эффективности расходования финансовых средств, предусмотренных на реализацию Программы;

— предусмотреть комплекс мер по привлечению инвестиций в регион Дальнего Востока и Байкальский регион.

Первый заместитель
председателя Комитета С.Н.Рябухин

Решение
совместного совещания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам со Счетной палатой Российской Федерации по вопросу «О Государственной программе Российской Федерации «Развитие Северо – Кавказского федерального округа» на период до 2025 года»

23 октября 2013 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел совещание по вопросу «О Государственной программе Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года» (далее – Программа).

Заслушав и обсудив доклады Н.А.Резванова, директора Департамента инвестиционных проектов, целевых и специальных программ развития субъектов Российской Федерации Министерства регионального развития Российской Федерации, Ю.В.Росляка, аудитора Счетной палаты, а также выступления С.И.Астафурова, директора Департамента регионального развития Внешэкономбанка, О.Х Байсултанова, заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, Комитет отмечает следующее.

Целями Программы являются формирование условий для развития реального сектора экономики Северо-Кавказского федерального округа, повышение качества жизни и благосостояния граждан.

Срок реализации Программы синхронизирован со сроком реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года,

В основном Программа соответствует основным положениям нормативных правовых документов, регламентирующих процесс разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.

В то же время при формировании Программы не в полной мере обеспечена эффективная модель управления ею, не учтены особенности регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в том числе, нестабильность их экономической и социально-политической обстановок, сложность криминогенной обстановки и этнополитической ситуации, что требует оперативных инструментов реализации государственного регулирования сбалансированного территориального развития.

Считаем целесообразным дополнение состава задач Программы созданием безопасной среды (территории) для развития экономики, например, в части вложения средств в производство и развитие туристско-рекреационных особых экономических зон.

Следует отметить, что динамика некоторых целевых показателей (индикаторов) Программы нуждается в уточнении и согласовании.

Так, ряд указанных показателей является индикаторами ФЦП «Юг России (2008 – 2013 годы)», однако по некоторым из них объемы не соответствуют аналогичным показателям Программы.

Кроме того, ряд показателей Программы отличается от количественных значений соответствующих основных социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

В материалах Программы отмечается, что достижение конечных результатов должно явиться итогом согласованных действий органов исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня, а также частного бизнеса и общества в целом. Непосредственным образом на степень достижения поставленных в рамках Программы целей, задач и результатов будут оказывать влияние итоги реализации 13 государственных программ, в том числе: «Развитие образования», «Развитие здравоохранения», «Содействие занятости населения» и др.

Вместе с тем в материалах Программы представлен только перечень этих государственных программ, отмеченные взаимосвязи не проанализированы, не представлен анализ степени их влияния на рассматриваемую Программу. В связи с этим существуют риски не достижения целевых показателей Программы.

В то же время в Программе проанализированы риски ее реализации и описаны меры управления ими, в том числе, риски возникновения крупных стихийных бедствий природного характера и возникновения террористической угрозы.

Меры государственного регулирования и управления рисками, направленные на их минимизацию, входят в систему управления Программой и включают стратегическое планирование и прогнозирование, формирование и использование системы контроля, мониторинг исполнения мероприятий Программы и их финансового обеспечения.

Однако конкретные меры реагирования на факторы риска, а также их качественная и количественная оценки не приведены.

Перечень показателей и индикаторов носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики, появления новых технологических и социально-экономических обстоятельств. Данная формулировка подтверждает некоторую неопределенность и неуверенность в эффективности, объективности и устойчивости установленных в настоящей редакции показателей (индикатора), а также реалистичность их достижения и возможность с их помощью в полной мере оценить ход реализации.

Источниками финансирования Программы являются средства федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и средства юридических лиц.

Однако Программа не содержит целевых показателей (индикаторов), выполнение которых напрямую зависит от объема ее финансирования.

Принимая во внимание вышеизложенное, участники совещания приняли решение:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

— определить и ввести в Программу целевые показатели, изменения значений которых на прямую зависели бы от изменения объемов финансирования;

— определить степень влияния показателей других государственных программ на целевые индикаторы рассматриваемой Программы;

— уточнить динамику целевых показателей (индикаторов) Программы и их согласование с показателями, отраженными в Стратегии социально экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025;

— разработать методологию и критерии оценки эффективности расходования финансовых средств, предусмотренных на реализацию Программы;

— рассмотреть вопрос о приоритетном завершении строительства детской клинической больницы в г. Владикавказ Республики Северная Осетия – Алания.

Первый заместитель
председателя Комитета С.Н.Рябухин

Решение
совместного совещания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам со Счетной палатой Российской Федерации по вопросу: «О Государственной программе Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»

23 октября 2013 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел совещание по вопросу «О Государственной программе Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» (далее – Программа).

Заслушав и обсудив доклады Д.С. Хворостухиной, заместителя директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации, Ю.В.Росляка, аудитора Счетной палаты Российской Федерации, Комитет отмечает следующее.

Целями Программы является обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и повышения качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.

Паспорт Программы подтвержден ассигнованиями, которые заложены в проекте федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Однако в Программе приведены стратегические документы, срок действия которых завершается в 2013 году, например, Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, что затрудняет оценку перспективы исполнения Программы.

Кроме того, необходимо отметить, что основным результатом реализации подпрограммы «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» является положительная динамика доли дотаций в объеме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. На первом этапе (2013–2015 годы) этот показатель предполагается довести до 39% от общего объема межбюджетных трансфертов, на втором этапе (2016- 2020 годы)- до 42 %.

В то же время согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» указанная доля должна составить в 2013 году 46,3 %, в 2014 году- 50,0 %, в 2015 году- 49,9 %, а в соответствии с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» доля дотаций в 2014 году предполагается на уровне 46,0 %, в 2015 году- 47 %, в 2016 году- 50 %.

Таким образом, доля дотаций в общем объеме межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в Программе изначально оценивается значительно ниже расчетного.

Одной из задач Программы является выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Эта задача решается путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые в 2014 году проиндексированы на уровень инфляции.

Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации осуществлялось и до принятия Программы. Несмотря на это, число субъектов, не имеющих возможности самостоятельно сбалансировать свои бюджеты, выросло с 69 в 2010 году до 73 в 2013 году. В 2014 году ожидается, что получателей названных дотаций будет 72.

Таким образом, наблюдается тенденция, не отвечающая цели Программы.

Считаем также необходимым внести изменения в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Во — первых, предлагаем не учитывать при расчете налогового потенциала субъекта Российской Федерации доходы от акцизов на нефтепродукты и транспортного налога.

Во‑вторых, считаем целесообразным, рассмотреть вопрос о сокращении объема нераспределяемого резерва в каждом году планового периода, предусмотрев возможность его формирования после распределения общего объема дотаций между субъектами Российской Федерации.

Позитивным моментом Программы является сохранение поддержки мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня.

Однако хотелось бы отметить, что объёмы, которые заложены сегодня в проекте федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, явно не соответствуют реальным потребностям субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, участники совещания приняли решение:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

— ускорить разработку новой стратегии развития межбюджетных отношений и повышения эффективности бюджетных расходов региональных бюджетов;

— разработать методологию и критерии оценки эффективности расходования финансовых средств, предусмотренных на реализацию Программы;

— рассмотреть вопрос увеличения налоговой базы бюджетов субъектов Российской Федерации;

— предусмотреть увеличение финансирования государственной программы, в том числе, на увеличение бюджетных ассигнований по мероприятию «Предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации»;

— осуществлять постоянный мониторинг финансового положения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

2. Рекомендовать субъектам Российской Федерации:

— изыскивать дополнительные источники доходов, в том числе, от эффективного использования их имущественного комплекса.

Первый заместитель
председателя Комитета С.Н.Рябухин

23.10.2013