ПРОТОКОЛ
совещания «Трансформация трудовых отношений
в условиях цифровизации: преодоление теневой занятости
и восстановление социально-трудовых гарантий и фискальной
устойчивости бюджетной системы Российской Федерации»
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:
А.Д. Артамонов – председатель
Комитета Совета Федерации
по бюджету и финансовым рынкам.
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
От Совета Федерации Федерального Собрания: Артамонов А.Д., Шендерюк-Жидков А.В., Сидухина М.Г., Дягилева Е.В., Киселев В.Н., Салпагаров А.А., Уваркина Е.Ю.
От федеральных органов государственной власти: Штогрин С.И., Курбанов К.Т., Кирсанов М.В., Маслова М.С., Демиденко Д.П., Сергеев М.В., Емелькина Н.А., Дубовикова А.Ф., Сафарова А.А.
От органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Горобцов К.М., Колбаенкова И.И., Хахина С.А., Худжина Н.В.
От организаций: Блудян М.А., Богданов Ю.А., Волкова Ж.В., Гамза В.А., Долгов А.К., Зарипов В.М., Колганова С.Г., Корнеев В.В., Купреев Я.В., Лукьянченко Д.Р., Николаева И.В., Песков С.О., Петраков А.А., Покида А.Н., Решанов Д.М., Рябова Н.В., Сафонов А.Л., Соколов О.В., Хитров А.Ю., Храмайкова Ю.А., Чичакян Р.А., Шестоперов А.М.
ВЫСТУПИЛИ:
Артамонов А.Д., Песков С.О., Сафонов А.Л., Штогрин С.И., Кирсанов М.В., Маслова М.С., Хитров А.Ю., Покида А.Н., Курбанов К.Т., Гамза В.А., Демиденко Д.П., Сергеев М.В., Блудян М.А., Корнеев В.В., Волкова Ж.В., Зарипов В.М., Решанов Д.М., Соколов О.В., Рябова Н.В., Емелькина Н.А., Дубовикова А.Ф., Колганова С.Г.
РЕШИЛИ:
1. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службе государственной статистики совместно с представителями предпринимательского сообщества, осуществляющими деятельность в области оказания услуг по подбору персонала, провести анализ практики подмены договоров предоставления труда работников (персонала) договорами возмездного оказания услуг (аутсорсинг) и последствий нарушений трудового законодательства Российской Федерации, повлекших потери бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и нарушение трудовых прав работников, а также оценку причиненного ущерба бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и работникам.
2. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
— совместно с представителями
предпринимательского сообщества, осуществляющими деятельность в области оказания
услуг по подбору персонала, провести работу по выявлению цифровых платформ,
способствующих подмене трудовых отношений режимом самозанятости,
и анализ их деятельности;
— рассмотреть вопросы:
об усилении административной
ответственности частных агентств занятости за нарушение норм Трудового кодекса
Российской Федерации
в части запрета на предоставление заемного труда, а также работодателей,
пользующихся такими услугами;
о разработке и внедрении реестра хозяйствующих субъектов, пользующихся услугами агентств по предоставлению труда работников (персонала), не имеющих аккредитации в качестве частного агентства занятости;
о внесении изменений в Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» в части развития механизма государственно-частного партнерства в сфере содействия занятости населения, предполагающего участие частных агентств в оказании государственных услуг по трудоустройству отдельных категорий граждан.
3. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации провести:
— оценку объема потерь
бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской
Федерации, а также рисков увеличения уровня бедности граждан в связи с потерей
пенсионного стажа
и страхования на случай временной нетрудоспособности, производственных травм и профессиональных заболеваний, которые возникают в результате использования
работодателями, цифровыми платформами, частными агентствами занятости режима
самозанятости в целях уклонения
от оформления трудовых отношений;
— анализ опыта зарубежных стран по наделению цифровых платформ статусом агента по уплате обязательных страховых взносов и рассмотреть вопрос о реализации данного механизма в законодательстве Российской Федерации.
4. Рекомендовать Министерству
труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству экономического
развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о корректировке понятий
«заемного труда» и «частное агентство занятости» в целях уточнения особенностей
предоставления труда работников (персонала), в том числе
в части определения их ключевых признаков, с учетом международной практики
правового регулирования данных институтов.
5. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными органами исполнительной власти рассмотреть вопрос о разработке перечня услуг (работ), которые могут оказываться физическими лицами, зарегистрированными в качестве самозанятых, в целях разграничения их деятельности с деятельностью, относящейся к трудовым отношениям.
6. Рекомендовать Министерству
труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству экономического
развития Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации,
Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации разработать меры по усилению контроля
за деятельностью профессиональных организаций, размещающих объявления о найме
работников, в части установления запрета
на публикацию информации о работе без заключения трудовых
или гражданско-правовых договоров «в режиме самозанятого
или индивидуального предпринимателя», а также о расчетах с такими лицами в наличной форме.
7. Рекомендовать Министерству
труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству экономического
развития Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации рассмотреть
вопрос о расширении сферы деятельности межведомственных комиссий в целях
выявления фактов теневой занятости и скрытых форм заемного труда, включая
уточнение их полномочий и зон ответственности
в части идентификации фиктивных форм перевода трудовых отношений
в гражданско-правовые, а также выявления фактов создания аффилированных
структур, предоставляющих заемный персонал.
8. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам осуществлять мониторинг результатов реализации настоящего Протокола.