Другие мероприятия

Совещание «Оценка добросовестности налогоплательщика в системе налогового администрирования: законодательное регулирование и правоприменительная практика»

ПРОТОКОЛ
совещания «Оценка добросовестности налогоплательщика
в системе налогового администрирования: законодательное
регулирование и правоприменительная практика»

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:

Епишин А.Н. – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

 

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

От Совета Федерации Федерального Собрания: Епишин А.Н., Илезов М.Б.

От федеральных органов исполнительной власти: Тютин Д.В., Сашичев В.В., Мельников И.Г., Кустов Д.А., Званков В.В., Новоселов К.В., Козлов И.В., Сыч В.В., Ханов В.П., Аралин М.С.

От органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Куцевляк И.П., Енилина С.А., Бабаев Е.А., Порембский В.Я., Маковеева Л.А., Брюханова Н.Г., Замураев И.Н., Щеглеватых В.М. и др.

От организаций: Пинская М.Р., Казачкова З.М., Цинделиани И.А., Коваленко Н.С., Демьянец М.В., Пономарева К.А., Зарипов В.М., Ряховский Д.И., Иоффе Т.В., Герчикова Е.А., Рябова Н.В., Андрианова Н.Г., Антропцева И.О., Тютюрюков Н.Н., Головченко О.Н., Клоницкая А.Ю., Мачехин В.А. и др.

 

ВЫСТУПИЛИ:

Епишин А.Н., Тютин Д.В., Сашичев В.В., Мельников И.Г., Кустов Д.А., Званков В.В., Новоселов К.В., Ханов В.П., Куцевляк И.П., Енилина С.А., Бабаев Е.А., Пинская М.Р., Казачкова З.М., Цинделиани И.А., Коваленко Н.С., Демьянец М.В., Пономарева К.А., Зарипов В.М., Ряховский Д.И., Иоффе Т.В., Рябова Н.В., Андрианова Н.Г., Клоницкая А.Ю., Мачехин В.А.

 

РЕШИЛИ:

1. Принять к сведению информацию Федеральной налоговой службы о проводимой работе по оценке добросовестности налогоплательщиков,
а также о реализации механизма амнистии налогоплательщиков, отказавшихся от использования схем дробления бизнеса.

2. Принять к сведению информацию Федеральной таможенной службы о проводимой работе по оценке деятельности лиц, совершающих таможенные операции, в целях дифференцированного применения мер таможенного контроля, основанного на системе управления рисками.

3. Принять к сведению информацию Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации
о практике рассмотрения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами в аспекте добросовестности налогоплательщиков, их ответственности за действия контрагентов, а также налоговой оптимизации.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

— обеспечить своевременное и полное направление органами государственной власти межведомственным комиссиям субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости информации, необходимой для установления признаков теневой занятости, указанной в Методических рекомендаций по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы
по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых
отношений в субъектах Российской Федерации (письмо Роструда
от 17 января 2022 года № 46-ПР);

— рассмотреть вопрос о проведении мероприятий внепланового государственного контроля по запросам межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости и об установлении перечня оснований направления таких запросов.

5. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе в целях повышения эффективности систем налогового и таможенного администрирования, стимулирования и поощрения правомерного поведения хозяйствующих субъектов, обеспечения баланса интересов государства
и субъектов предпринимательской деятельности продолжить работу
по совершенствованию механизмов оценки добросовестности налогоплательщиков (лиц, совершающих таможенные операции),
в том числе в части:

— объективной системной оценки действий (операций) налогоплательщика (группы налогоплательщиков);

— применения комплексного подхода при проверке конкретного налогоплательщика для разграничения налоговой оптимизации
от неправомерных действий по уклонению от уплаты налогов;

— устранения условий, провоцирующих (стимулирующих) применение схем дробления бизнеса.

6. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений в порядок учета доходов налогоплательщика для целей применения упрощенной системы налогообложения, предусматривающих исключение риска превышения предельных размеров доходов по упрощенной системе налогообложения
в случае образования однократных высоких доходов, в частности, сопряженных с продажей объектов недвижимого имущества, принадлежащих налогоплательщикам, применяющим данный специальный налоговый режим.

7. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации
и Федеральной налоговой службе рассмотреть вопрос о внедрении отраслевых критериев оценки добросовестности налогоплательщика.

8. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации
и Федеральной налоговой службе в целях обеления рынка грузоперевозок рассмотреть вопрос об администрировании в автоматическом режиме
таких целевых показателей, как:

— соотношение численности сотрудников и количества транспортных средств, находящихся в собственности (владении) налогоплательщика
(не должно быть менее одного сотрудника на одно транспортное средство);

— размер средней начисленной заработной платы по отрасли
(не должен быть менее четырех-пяти минимальных размеров оплаты труда);

— доля расходов налогоплательщика, по которым сумма налога
на добавленную стоимость принята к вычету (возмещена из бюджетной системы Российской Федерации), относительно суммы доходов
от реализации (не должна быть более 75%).

9. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службе, Федеральной службе по труду и занятости рассмотреть вопрос о создании единого перечня критериев
риск-ориентированной оценки хозяйствующих субъектов, включающего
в том числе:

— необоснованную неполную занятость работников;

— выплату заработной платы ниже уровня минимального размера оплаты труда;

— необоснованное активное использование самозанятых граждан.

10. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой доработать форму отчетности для страхователей («Расчет по страховым взносам»), включив в нее обязательный для заполнения показатель о неполной занятости, а также дополнить сведения, предоставляемые налоговыми органами по компаниям, в которых выплачивается низкая зарплата, показателем «Доля фонда заработной платы в себестоимости» в сравнении со средним значением
по отрасли, в которой ведется деятельность данной компании.

11. Рекомендовать ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» продолжить работу по изучению, обобщению и систематизации судебной практики по спорам, связанным
с оценкой добросовестности налогоплательщиков, по итогам которой подготовить проект методических рекомендаций по определению совокупности действий налогоплательщика, обеспечивающих соблюдение им критериев добросовестности.

12. Рекомендовать Федеральной налоговой службе рассмотреть вопрос о возможности практического применения подготовленных ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» методических рекомендаций по определению совокупности действий налогоплательщика, обеспечивающих соблюдение им критериев добросовестности.

13. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам осуществлять мониторинг результатов реализации настоящего Протокола.