Другие мероприятия

Совещание «Совершенствование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в отношении независимых нефтяных компаний. Налоговые и неналоговые меры поддержки»

ПРОТОКОЛ
совещания «Совершенствование законодательства Российской

Федерации о налогах и сборах в отношении независимых нефтяных компаний. Налоговые и неналоговые меры поддержки»

 

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:

Епишин А.Н. – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

От Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Епишин А.Н., Дягилева Е.В. (ВКС), Комарова Н.В.

От Министерства финансов Российской Федерации: Борисов Д.В.

От Министерства энергетики Российской Федерации: Рубцов А.С. (ВКС).

От Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Темнов А.В.

От субъектов Российской Федерации: Булгакова Т.В. (ВКС),
Великий С.С., Зарубина Д.В. (ВКС), Кириллин М.А. (ВКС),
Лашкарев В.А. (ВКС), Никулин А.Ю. (ВКС), Петухов В.В. (ВКС),
Терещенко М.В. (ВКС), Хахина С.А. (ВКС).

От общественных организаций, деловых кругов и бизнес-сообществ: Великий Д.С., Вязовов Б.А., Дубинин Д.В. (ВКС), Егорова Л.А. (ВКС),
Зотов А.Н. (ВКС), Игнатьева И.В. (ВКС), Корзун Е.В., Сметанин А.И., Ткаченко А.И. (ВКС), Хлуденева Н.И., Шмаль Г.И.

ВЫСТУПИЛИ:

Епишин А.Н., Корзун Е.В., Борисов Д.В., Рубцов А.С. (ВКС),
Комарова Н.В., Великий С.С., Темнов А.В., Егорова Л.А. (ВКС),
Хахина С.А. (ВКС), Шмаль Г.И.

РЕШИЛИ:

1. Отметить важность развития минерально-сырьевой базы в части развития геологоразведки и добычи углеводородного сырья, в том числе независимыми нефтяными компаниями (далее – ННК), усиления роли регионов в недропользовании, а также создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в нефтяной отрасли, в том числе в части совершенствования рентного налогообложения мелких и мельчайших месторождений углеводородного сырья, разрабатываемых ННК.

2. Принять к сведению информацию Минфина России о ведении работы по оценке влияния применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД) на экономику добычи углеводородного сырья на отдельных нерентабельных в текущих экономических условиях участках недр, в том числе разрабатываемых ННК.

3. Принять к сведению информацию Минэнерго России о стабильных объемах добычи углеводородного сырья ННК, а также о перспективах экономического стимулирования нерентабельных в текущих экономических условиях месторождений углеводородного сырья, разрабатываемых в том числе ННК, попадающих под критерии участков недр, относящихся к «4 группе»
по НДД.

4. Принять к сведению информацию Минприроды России о принятых мерах, направленных на стимулирование пользования недрами, развитие геологоразведки, увеличение добычи углеводородного сырья, в том числе трудноизвлекаемых запасов нефти малыми и средними компаниями.

5. Рекомендовать:

5.1. Минфину России, Минэнерго России и Минприроды России продолжить работу в направлении государственной поддержки ННК как субъектов малого предпринимательства в нефтегазодобыче на основе комплексного, системного подхода, который одновременно включает вопросы определения правового статуса ННК, меры налогового и неналогового регулирования, в том числе в части совершенствования рентного налогообложения мелких и мельчайших месторождений углеводородного сырья, разрабатываемых ННК, включая расширение списка участков недр относящихся к «4 группе» по НДД;

5.2. Минэнерго России с учетом рекомендаций, указанных в пункте 5.1 настоящего Протокола, рассмотреть вопрос о включении мер государственной поддержки ННК в Генеральную схему развития нефтяной отрасли до 2050 года;

5.3. Минэнерго России, Минприроды России, Минфину России с учетом предложений заинтересованных ННК, в том числе направляемых в межведомственную рабочую группу по развитию малого и среднего предпринимательства в нефтегазовой сфере Российской Федерации при Минэнерго России, проработать вопрос о необходимости создания законодательной базы, регулирующей деятельность малых нефтяных компаний, в том числе законодательного закрепления понятия ННК, предоставления преференций для получения права пользования мелкими и мельчайшими участками недр при конкуренции с крупными компаниями, а также снижения избыточных административных барьеров;

5.4. Минприроды России, Минэнерго России, Минфину России проработать вопрос возможности усиления роли субъектов Российской Федерации в области недропользования, в том числе в части возврата к политике «двух ключей», при которой формирование программ лицензирования было прерогативой регионов, а также возможности отнесения мельчайших и низкоперспективных месторождений углеводородного сырья к участкам недр местного значения при условии зачисления по ним рентных платежей в региональный бюджет;

5.5. Минфину России, Минприроды России, Минэнерго России рассмотреть вопрос уточнения параметров применения НДД в части исключения при его исчислении доходов и фактических расходов на добычу природного газа, попутного нефтяного газа и газового конденсата для участков недр со значительным газовым фактором, поскольку налогообложение таких полезных ископаемых помимо НДД облагается НДПИ, а также вопрос установления налоговых преференций при добыче нефти ННК из ранее списанных запасов полезных ископаемых.

6. Обратиться к Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитету Совета Федерации по экономической политике с предложением осуществлять дальнейшую работу по координации вопросов, касающихся создания законодательной базы, регулирующей деятельность малых нефтяных компаний, в соответствии с рекомендациями, указанными в пунктах 5.3 и 5.4 настоящего Протокола.

7. Поручить Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

7.1. Продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части деятельности ННК с учетом урегулирования вопросов, указанных в пунктах 5.3 и 5.4 настоящего Протокола;

7.2. С участием Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитета Совета Федерации по экономической политике по итогам рассмотрения заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рекомендаций, указанных в настоящем Протоколе, провести в весеннюю сессию 2025 года совещание по определению дальнейших этапов реализации предлагаемых мер государственной поддержки малых нефтяных компаний;

7.3. Направить настоящий протокол в Правительство Российской Федерации и участникам совещания.