Другие мероприятия

Заседания Совета по развитию финансового рынка при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: «Розничный инвестор на рынке капитала»

РЕШЕНИЕ

заседания Совета по развитию финансового рынка при
Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
на тему: «Розничный инвестор на рынке капитала»

 

26 декабря 2023 года

 

Заслушав выступления заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Н.А. Журавлева, первого заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации
В.В. Чистюхина, заместителя Министра финансов Российской Федерации А.В.Моисеева и других участников заседания и обсудив вопросы, связанные с ролью розничного инвестора на рынке капитала, члены Совета по развитию финансового рынка при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет) отмечают следующее.

В условиях ограничения доступа России к внешним рынкам существенно возрастает роль внутренних источников финансирования развития экономики. Одним из таких значимых источников могут стать сбережения населения.

За последние годы наблюдается значительный приток частных инвестиций на рынок капитала, это свидетельствует о том, что у российских граждан формируются долгосрочные сбережения и появляется потребность в их инвестировании. Так, количество физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, в 2023 году увеличилось до 29,7 млн человек, индивидуальных инвестиционных счетов достигло 5,8 млн, а совокупные активы физических лиц на брокерских счетах составили около 9 трлн рублей.

В связи с этим крайне важным является наличие широкого спектра инструментов для таких сбережений граждан, которые обеспечивали бы приемлемую доходность и сохранность средств, включая защиту от инфляции.

В течение 2023 года Правительством Российской Федерации и Банком России совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации был реализован ряд мероприятий по повышению привлекательности долгосрочных вложений для частных инвесторов. В частности, с 2024 года стартует программа долгосрочных сбережений, участие в которой позволит российским гражданам получать в будущем ежемесячный дополнительный доход, в том числе и после прекращения трудовой деятельности, или создать подушку безопасности на случай особых жизненных ситуаций. Завершается работа по формированию законодательных основ для стимулирования открытия и ведения долгосрочных индивидуальных инвестиционных счетов нового типа.

Члены Совета считают необходимым в ближайшей перспективе проработать вопрос о дополнительных мерах по вовлечению средств населения в финансирование отечественной экономики, в первую очередь стимулирующих участие граждан в капитале российских компаний при проведении ими публичных размещений.

Одновременно органам государственной власти и финансовым организациям необходимо на постоянной основе проводить работу по сохранению и укреплению доверия инвесторов к рынку капитала, в том числе для того, чтобы частные инвестиции становились все более значимым источником финансирования долгосрочных проектов в экономике.

Важным аспектом этой деятельности является решение проблемы заблокированных активов российских инвесторов. Члены Совета отмечают успешную работу органов государственной власти совместно с Банком России в этом направлении, в том числе в части создания условий по получению российскими инвесторами выплат по заблокированным иностранным финансовым инструментам и реализации части указанных инструментов нерезидентам, переводу ценных бумаг «квазироссийских» компаний в российскую учетную инфраструктуру, выстраиванию взаимоотношений между российскими депозитариями и депозитариями дружественных государств.

При этом члены Совета обращают внимание на отдельные сложности, связанные с процедурами редомициляции публичных компаний в российскую юрисдикцию, в первую очередь затрагивающие интересы их миноритарных акционеров.

Большое значение для сохранения доверия к финансовому рынку, по мнению членов Совета, имеет защита прав неквалифицированных инвесторов, а также раскрытие информации, поскольку информационная асимметрия наносит вред не только инвестору, но и рынку в целом, делая его подверженным манипуляции и инсайдерской торговле.

Члены Совета отмечают, что деятельность финансовых пирамид продолжает оказывать негативное влияние на российский финансовый рынок, зачастую влечет потерю гражданами денежных средств, а также подрывает их доверие к финансовым инструментам и имеет негативный социально-экономический эффект, в связи с чем необходимо обеспечить оперативное принятие законодательных инициатив, направленных на предоставление права публичного привлечения инвестиций физических лиц только определенному кругу организаций, а также на установление ответственности за незаконное привлечение средств физических лиц.

Также члены Совета отмечают, что законодательно установленный принцип защиты имущества, приобретенного добросовестным покупателем на организованных торгах, является фундаментальной основой гражданского оборота в Российской Федерации, нарушение которой может существенно снизить доверие инвесторов к финансовому рынку и негативно повлиять на его стабильность. В этой связи члены Совета предлагают расширять практику по защите законных прав и интересов добросовестных инвесторов (миноритарных акционеров), приобретающих ценные бумаги на организованных торгах.

Важным фактором продолжения развития российского рынка капитала является повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры граждан. Поэтому при разработке и реализации соответствующих региональных программ необходимо учитывать накопленный опыт и применение лучших региональных практик, а также руководствоваться положениями Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года.

Учитывая вышеизложенное, Совет решил рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации с Федеральным Собранием Российской Федерации при участии Банка России:

а) завершить работу по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части предоставления налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан, а также сохранения инвестиционного налогового вычета при изъятии части средств с индивидуальных инвестиционных счетов в особой жизненной ситуации;

б) ускорить доработку и рассмотрение проектов федеральных законов:

№ 406984–8 «Об администраторах финансовых индикаторов»;

№ 406997–8 «О внесении изменения в статью 76.9–5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

№ 447146–8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085–1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и в Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (в части привлечения инвестиций физических лиц);

№ 447226–8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за незаконное привлечение инвестиций физических лиц);

№ 496225–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» в части защиты физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами, и повышения их доверия к рынку капитала;

№ 1080911–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрев возможность заключения гражданами договоров долгосрочных сбережений через финансовую платформу и распространения на финансовые платформы механизма открытия и ведения индивидуальных инвестиционных счетов;

в) рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих меры налогового и иного стимулирования привлечения инвестиций частных инвесторов в капитал российских компаний, в том числе:

— освобождение граждан, приобретающих акции в ходе публичного размещения на бирже (как первичного, так и вторичного) либо в течение одного месяца после такого размещения, от уплаты налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) на полученный доход в виде дивидендов в течение пяти лет с момента их размещения;

— освобождение граждан от уплаты НДФЛ доходов от реализации акций, приобретенных в ходе публичного размещения на бирже (как первичного, так и вторичного) при условии непрерывного владения ими на протяжении более одного года;

— освобождение граждан от уплаты НДФЛ доходов в виде дивидендов по акциям российских компаний, приобретаемых за счет средств, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете;

— страхование средств граждан, размещенных на ИИС третьего типа, открываемых с 1 января 2024 года в размере не превышающем 1,4 млн рублей.

2. Правительству Российской Федерации с участием Банка России:

а) рассмотреть целесообразность внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на:

— стимулирование выхода российских непубличных компаний на рынок капитала, включая увеличение налогового вычета для эмитента, предусматривающего покрытие расходов, связанных с организацией первичного размещения и поддержкой листинга;

— сохранение инвестиционного налогового вычета по НДФЛ в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет, в случае дробления (консолидации) принадлежащих налогоплательщику акций;

— включение страховых организаций в состав субъектов системы формирования долгосрочных сбережений граждан;

б) продолжить работу по разблокированию активов, принадлежащих российским инвесторам;

в) определить механизмы обеспечения интересов миноритарных акционеров публичных компаний, акции которых допущены к организованным торгам в Российской Федерации, при согласовании Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сделок, направленных на редомицилляцию (инкорпорацию) таких компаний.

3. Банку России:

а) рассмотреть возможность внесения изменений в Положение Банка России от 29 июня 2022 г. № 799-П «Об открытии и ведении держателем реестра владельцев ценных бумаг лицевых счетов и счетов, не предназначенных для учета прав на ценные бумаги» в части принятия легализованных (апостилированных) документов (в части подписи лица, указанного в анкетных данных (образца подписи), а также верности перевода или подлинности подписи переводчика) в целях открытия лицевых счетов в реестре в отношении акционеров редомицилированных компаний, либо подготовки и принятия соответствующего официального разъяснения;

б) рассмотреть вопрос об определении информации эмитентов ценных бумаг, нераскрытие которой является основанием для исключения ценных бумаг соответствующего эмитента из котировальных списков организатора торговли, а также может являться основанием для делистинга таких ценных бумаг.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) обратить внимание на практику размещения облигаций субъектов Российской Федерации для населения через финансовые платформы, в том числе с точки зрения достижения целей цифровой трансформации регионов, улучшения регионального инвестиционного климата, вовлечения граждан в бюджетный процесс регионов, приоритизации проектов, имеющих высокую социально-экономическую значимость для субъектов Российской Федерации, создания комфортной среды проживания, повышения общего уровня цифровизации, финансовой грамотности и финансовой культуры населения регионов, а также улучшения качества жизни и доверия населения к власти;

б) рассмотреть потенциал выпуска облигаций для населения и осуществлять активное взаимодействие с заинтересованными органами государственной власти и организациями в целях минимизации возможных издержек и устранения барьеров при выпуске облигаций для населения с использованием финансовых платформ.