Другие мероприятия

Совещание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации на тему «Парламентский контроль в сфере бюджетных правоотношений: 30 лет развития, взгляд в будущее»

Рекомендации

Заслушав выступления заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Н.А.Журавлева, исполняющей обязанности Председателя Счетной палаты Российской Федерации Г.С.Изотовой, сенаторов Российской Федерации, представителей Центрального банка Российской Федерации, законодательных органов субъектов Российской Федерации, председателей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и обсудив итоги 30 лет развития парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений и перспективные направления его совершенствования, участники совещания отмечают следующее.

В 1993 году в Конституции Российской Федерации было закреплено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации образуют Счетную палату Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации призвана обеспечивать конституционное право граждан России на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля).

В субъектах Российской Федерации начали создаваться контрольно-счетные органы – постоянно действующие органы внешнего государственного финансового контроля, образуемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Принятый в 2011 году Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» обобщил и законодательно закрепил накопленный опыт работы контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — контрольно-счетные органы).

Совет Федерации уделяет большое внимание совершенствованию законодательного обеспечения деятельности контрольно-счетных органов. В 2021 году был принят Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес концептуальные изменения в работу контрольно-счетных органов, укрепил их организационную и функциональную независимость, обеспечил единообразие подходов к осуществлению деятельности, а также сблизил полномочия контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации.

Сформированная в настоящее время в Российской Федерации целостная система внешнего государственного и муниципального финансового аудита (контроля), включающая Счетную палату Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований, обеспечивает высокие результаты и требуемое качество работы.

С 1995 года Счетной палатой Российской Федерации проведено 11923 мероприятия (контрольные, экспертно-аналитические и иные), общая сумма выявленных нарушений составила 14,2 трлн рублей, направлено 11860 представлений и предписаний, 2875 материалов направлено в правоохранительные органы, 1968 уголовных дел возбуждено по материалам проверок.

Контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за последние пять лет проведено порядка 329 тысяч контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, общая сумма выявленных нарушений составила 3,6 трлн рублей, направлено около 101 тысячи представлений и предписаний, более 66 тысяч материалов направлено в правоохранительные органы, более 2 тысяч уголовных дел возбуждено по материалам проверок.

Участниками совещания отмечена важность обеспечения непредвзятого и принципиального подхода Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов при оценке эффективности использования бюджетных средств, инфраструктурных и бюджетных кредитов, эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ. Особое внимание было уделено роли законодательных и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в вопросах контроля за заключением и исполнением концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве.

Заложенная в систему парламентаризма способность к постоянному развитию оказывает влияние и на систему внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Система адекватно реагирует на новые вызовы и требования времени, служит интересам граждан.

Повышается роль цифровой трансформации аудита, которая создает принципиально иные возможности. На первый план выходят необходимость работы с большими данными, проведение предиктивного анализа, использование различных форм дистанционного аудита.

Это требует и принципиально иного подхода к подготовке и к повышению квалификации аудиторов. Отмечена ведущая роль Счетной палаты Российской Федерации в этом направлении.

Положительно оценена практика привлечения контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации к проведению Дней субъекта Российской Федерации в Совете Федерации. Эта форма взаимодействия должна получить дальнейшее развитие, в том числе в виде проведения рабочих встреч с председателями контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в рамках региональных недель сенаторов Российской Федерации.

В связи с принятием в 2022 году в состав Российской Федерации четырех новых субъектов заслуживают внимания и поддержки предпринимаемые Счетной палатой Российской Федерации и Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации меры по оказанию помощи в становлении в данных регионах контрольно-счетных органов. Участники совещания отметили важность подписания в Совете Федерации соглашений о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и федеральной территории «Сириус».

Учитывая изложенное, участники совещания рекомендуют:

1. Сенаторам Российской Федерации проводить рабочие встречи с председателями контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в рамках региональных недель.

2. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам продолжить положительную практику привлечения представителей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации к проведению Дней субъекта Российской Федерации в Совете Федерации.

3. Счетной палате Российской Федерации:

подготовить предложения по внесению изменений в федеральное законодательство, в том числе в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», направленных на совершенствование регулирования парламентского контроля и внешнего государственного и муниципального аудита (контроля), и представить их в Совет Федерации до 15 апреля 2024 года;

продолжить оказание методологической помощи контрольно-счетным органам, в том числе контрольно-счетным органам новых субъектов Российской Федерации и федеральной территории «Сириус», по актуальным вопросам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля).

4. Законодательным органам субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность создания в своей структуре подразделения, отвечающего за взаимодействие с контрольно-счетным органом соответствующего субъекта Российской Федерации, и направить информацию о результатах рассмотрения в Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам до 1 декабря 2024 года;

5. Законодательным органам субъектов Российской Федерации совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации:

продолжить оказание содействия представительным органам муниципальных образований соответствующих субъектов Российской Федерации по развитию контрольно-счетных органов муниципальных образований и (или) заключению соглашений с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля; представить сводную информацию по решению в соответствующем субъекте Российской Федерации данного вопроса в Счетную палату Российской Федерации до 1 ноября 2024 года;

продолжить проработку предложений контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по автоматизации внутренней деятельности и процесса осуществления внешнего государственного финансового контроля;

принять меры по совершенствованию механизма осуществления контроля за подготовкой, заключением и исполнением концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствующих субъектах Российской Федерации и при необходимости внести в Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.