Другие мероприятия

Совет по развитию финансового рынка при СФ ФС РФ

Рекомендации

РЕШЕНИЕ

расширенного заседания Совета по развитию финансового рынка при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: «Роль финансового сектора в обеспечении экономического развития и технологического суверенитета Российской Федерации»

 Совет Федерации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Заслушав выступления заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Н.А. Журавлева, первого заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации В.В. Чистюхина, заместителя Министра финансов Российской Федерации А.В. Моисеева и других участников заседания и обсудив вопросы, связанные с ролью финансового сектора в обеспечении экономического развития и технологического суверенитета Российской Федерации, члены Совета по развитию финансового рынка при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет) отмечают следующее.

Реализация современной экономической политики проходит в принципиально новых условиях. Вследствие введения беспрецедентных внешних финансовых и экономических ограничений в отношении Российской Федерации российская экономика проходит через существенную структурную трансформацию.

Члены Совета отмечают, что благодаря принятым решениям Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, а также Банком России удалось предотвратить реализацию негативного сценария развития социально-экономической ситуации в стране. Реализация системных мер позволила стабилизировать ситуацию в финансово­-кредитной сфере, поддержать граждан и хозяйствующие субъекты.

В результате введенные недружественными странами санкции не нарушили устойчивость финансовой системы, существенно не повлияли на макроэкономическую, финансовую и ценовую стабильность в экономике.

Вместе с тем для обеспечения экономического развития и технологического суверенитета Российской Федерации требуется дальнейшее развитие финансового сектора экономики, способного на создание внутренних финансовых инструментов, поощряющих долгосрочные вложения частных и институциональных инвесторов в реальный сектор экономики, а также на поддержание денежной ликвидности в необходимом объеме.

Привлечение долгосрочных финансовых ресурсов невозможно без дальнейшего развития отечественного рынка капитала, повышения конкурентности фондового рынка. Необходимо прорабатывать различные меры налогового стимулирования инвестиционной привлекательности корпоративных облигаций и первичного размещения акций отечественных компаний, а также восстанавливать доверие частных инвесторов к биржевой торговле.

Члены Совета считают, что для увеличения темпов роста в корпоративном кредитовании необходимо принятие Правительством Российской Федерации и Банком России таксономии проектов технологического суверенитета и модернизации экономики для стимулирования кредитования критически важных проектов. При этом необходимо вернуть в бюджетное законодательство нормы о безотзывности и безусловности государственных гарантий, которые могли бы поддержать кредитование.

В целях обеспечения финансового суверенитета необходимо продолжить работу по развитию отечественной инфраструктуры в сферах аудиторской и рейтинговой деятельности, а также реализовать проекты по созданию национальных финансовых и товарных индикаторов, стимулировать развитие фондового рынка.

Члены Совета также отмечают, что необходимо продолжить работу по защите граждан — неквалифицированных инвесторов от недобросовестных участников финансового рынка.

 

Учитывая вышеизложенное, Совет решил рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации:

а) подготовить и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматривающие:

— меры стимулирования для российских компаний, осуществляющих первичное или вторичное публичное размещение акций на бирже (IPO или SPO), а также для инвесторов, которые приобретают данные ценные бумаги;

— меры стимулирования для частных инвесторов в части освобождения от НДФЛ доходов в виде купонов (дисконта) по государственным и корпоративным облигациям, обращающимся на организованном рынке, а также предоставления налогового вычета нового типа для ИИС-3 и увеличения лимита ежегодных взносов по счетам ИИС;

— ограничение вложений физических лиц — неквалифицированных инвесторов в рисковые финансовые продукты через организации, неподнадзорные Банку России (имеющие признаки финансовых пирамид), в целях противодействия недобросовестным практикам;

— создание механизма верификации единственности счета в целях гарантирования неприкосновенности прожиточного минимума для граждан;

— ограничение недобросовестной практики использования чужих фирменных наименований в контекстной рекламе;

— устранение дестимулирующего эффекта от налогообложения вкладов, размещенных на длинный срок, в связи с введенной льготой по налогообложению доходов по банковским вкладам, полученным в 2021–2022 годах;

б) рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части придания государственным (муниципальным) гарантиям Российской Федерации статуса безусловных и безотзывных в целях увеличения объемов кредитования инвестиционных проектов, направленных на развитие экономики и обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации;

в) предусмотреть более гибкий подход к учету государственных гарантий в расчете государственного долга субъекта Российской Федерации;

г) продолжить работу по стимулированию использования механизмов государственно-частного партнерства, фабрики проектного финансирования, заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, а также концессионных соглашений;

д) ускорить рассмотрение вопроса о создании института гарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов в целях обеспечения дополнительных условий для развития негосударственного пенсионного обеспечения и повышения защищенности пенсионных средств граждан, а также формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике;

е) расширить критерии для кредитных организаций, дающие возможность участия в программах льготного финансирования (субсидирования).

 

 

Правительству Российской Федерации совместно с Банком России:

а) продолжить работу по:

развитию конкуренции на финансовом рынке;

разработке механизмов, обеспечивающих долгосрочный спрос на новые виды инновационной продукции, а также обеспечению проектов, направленных на структурную перестройку экономики, финансовыми ресурсами в необходимом объеме;

б) стимулировать развитие отечественной инфраструктуры в сфере аудиторской, информационной и рейтинговой деятельности, в том числе через государственную поддержку инвесторов, осуществляющих вложения в национальную сферу агрегации данных;

в) обеспечить правовую основу для создания необходимой инфраструктуры в целях развития внутреннего ценообразования и формирования ценовых индикаторов (индексов) на российские товарно- сырьевые активы;

г) разработать таксономию для проектов, направленных на обеспечение технологической независимости и структурной трансформации экономики;

д) не допускать арбитража при предоставлении мер государственной поддержки банкам разных размеров;

е) расширить использование инструментов фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ, в том числе за счет новых организационно-правовых форм;

ж) продолжить работу по развитию нормативно-правовой базы в части структурированного финансирования для повышения привлекательности механизма секьюритизации;

з) рассмотреть вопрос о восстановлении единства учета ценных бумаг российских компаний, списанных со счетов иностранных учетных институтов без соответствующего информирования в целях исключения возможности задваивания их учета;

н) рассмотреть вопрос о погашении замещённых еврооблигаций эмитентом в целях определения механизма налогообложения этих операций и завершения юридических процедур по их списанию в системах Euroclear и Clearstream;

к) продолжить реализацию мер по противодействию мошенническим

 

действиям на рынке финансовых услуг, в том числе путем информирования граждан с использованием социальной рекламы в средствах массовой информации и доступных интернет-ресурсах;

л) учитывая масштаб и сложность изменений для участников финансового рынка, при определении сроков их вступления в силу, обеспечить применение релизного подхода.

3. Банку России:

а) продолжить работу по:

интеграции финансовых рынков и формированию общего платежного пространства в национальных валютах государств-членов ЕАЭС;

обеспечению доступности финансовых услуг для хозяйствующих субъектов и граждан;

б) предусмотреть стимулирующее банковское регулирование на основе таксономии проектов, направленных на модернизацию экономики и обеспечение технологического суверенитета страны;

в) проработать вопрос о расширении предоставления банкам долгосрочной ликвидности по фиксированной процентной ставке на весь объем и срок приоритетных инвестиционных кредитов, в том числе реализуемых на основе разработанной таксономии;

г) продолжить совершенствование банковского регулирования в целях перехода от преимущественного залогового кредитования к инвестиционному проектному подходу;

д) ускорить рассмотрение вопроса об использовании IT-аутсорсинга для банков с базовой лицензией.

4. Участникам финансового рынка в своей деятельности руководствоваться принципами открытости, социальной ответственности, честной конкуренции, а также содействовать опережающему развитию инфраструктуры, достижению экономического и технологического суверенитета Российской Федерации.