Другие мероприятия

Совещание с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации о приоритетах внешнего государственного финансового контроля на региональном уровне (совместно со Счетной палатой Российской Федерации)

Рекомендации

Рекомендации

совещания с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации «О приоритетах внешнего государственного финансового контроля на региональном уровне»

(совместно со Счетной палатой Российской Федерации)

Заслушав выступления Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, Председателя Счетной палаты Российской Федерации А.Л.Кудрина, сенаторов Российской Федерации и председателей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и обсудив приоритеты внешнего государственного финансового контроля на региональном уровне, участники совещания отмечают следующее.

За последние годы в Российской Федерации сформирована целостная система внешнего государственного и муниципального финансового аудита (контроля), включающая три уровня: Счетную палату Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Между Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации (далее – КСО) осуществляется тесное двустороннее и многостороннее взаимодействие в вопросах организации внешнего государственного финансового контроля при ведущей роли Счетной палаты.

Активность контрольно-счетных органов и результативность их действий за последние годы существенно возросла.

Контрольно-счетные органы со статусом юридического лица созданы во всех 85 субъектах Российской Федерации. Муниципальные контрольно-счетные органы созданы в 2181 из 20294 муниципальных образований, при этом статусом юридического лица были наделены порядка 57 %.

За 2020 год контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации проведено 5480 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, 9176 экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов. Контрольно-счетными органами муниципальных образований проведено 58263 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, 77741 экспертиза проектов муниципальных правовых актов.

Всего выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного финансового контроля на 258,8 млрд рублей, в ходе внешнего муниципального финансового контроля – на 459,9 млрд рублей.

По итогам осуществления финансового контроля устранено нарушений на сумму 95,4 млрд рублей, в том числе обеспечен возврат КСО средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в сумме 4,7 млрд рублей.

По результатам проведенных мероприятий КСО направлено участникам бюджетного процесса 3762 представления, 260 предписаний, 49 уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. По материалам КСО возбуждено 164 уголовных дела, сотрудниками КСО возбуждено 1458 дел об административных правонарушениях. 1081 должностное лицо привлечено к административной ответственности по делам об административных правонарушениях.

Совет Федерации уделяет большое внимание совершенствованию законодательного обеспечения деятельности органов финансового контроля. В 2021 году был принят Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), предусматривающий укрепление организационной и функциональной независимости КСО, а также сближение полномочий контрольно-счетных органов и Счетной палаты. Проект данного Федерального закона был подготовлен при активном участии членов подкомитета по финансовому контролю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Федеральным законом была введена норма, обеспечивающая право контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам, установлены требования к руководителям проверяемых органов и организаций по обеспечению условий для должностных лиц контрольно-счетных органов, участвующих в контрольных мероприятиях, усовершенствован порядок внесения и исполнения представлений и предписаний КСО, а также внесен ряд других существенных изменений в законодательство.

Участники совещания отметили ведущую методологическую роль Счетной палаты в деятельности органов финансового контроля. В этой связи заслуживают внимания и поддержки предпринимаемые Счетной палатой меры по изданию аналитических и методических материалов, проведению методических и учебно-образовательных мероприятий, возобновлению работы курсов повышения квалификации.

Формированию единого подхода в работе КСО способствует проведение совместных мероприятий органов финансового контроля. В 2020 году Счетной палатой совместно и параллельно было проведено 15 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с КСО. В свою очередь, КСО совместно и параллельно с контрольно-счетными органами муниципальных образований проведено 145 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Эта форма взаимодействия должна получить дальнейшее развитие.

Все более активно участвует Счетная палата в повышении квалификационного уровня руководства КСО. Важную роль в решении данного вопроса должна сыграть созданная в Счетной палате квалификационная комиссия. К ее работе следовало бы привлечь сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.

Учитывая вышеизложенное, участники совещания рекомендуют:

1. Совету Федерации совместно со Счетной палатой Российской Федерации проводить совещания с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации на регулярной основе.

2. Законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

ускорить процесс приведения законодательства о контрольно-счетных органах субъектов Российской Федерации и иных законов субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

оказать содействие представительным органам муниципальных образований соответствующих субъектов Российской Федерации по приведению уставов и (или) муниципальных правовых актов в соответствие с Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

организовать регулярное проведение рабочих совещаний по рассмотрению результатов социально и экономически значимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСО с приглашением на них сенаторов Российской Федерации.

3. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить предоставление КСО постоянного доступа к государственным информационным системам при осуществлении внешнего государственного финансового контроля в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

4. Счетной палате Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации проработать возможность включения дополнительного мероприятия в федеральный проект «Цифровое государственное управление» национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» в целях цифровизации деятельности КСО.

5. Счетной палате Российской Федерации проработать возможность заказа государственных услуг по созданию «Центра аудиторских компетенций» в целях обеспечения единого цикла профессионального развития сотрудников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

6. Счетной палате Российской Федерации совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации:

подготовить рекомендации по оценке достижения на уровне субъектов Российской Федерации принятых Генеральной Ассамблеей ООН целей устойчивого развития;

провести в 2022 году мониторинг приведения законов субъектов Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и при необходимости представить предложения в Совет Федерации;

сформировать систему мониторинга и оценки государственных программ Российской Федерации, в том числе разработанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации», в рамках предварительного и последующего аудита (контроля).

7. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам при участии Счетной палаты Российской Федерации рассмотреть возможность привлечения КСО к проведению Дней субъекта Российской Федерации в Совете Федерации и представить соответствующие предложения.