Рекомендации
РЕШЕНИЕ
выездного заседания комитета на тему «Практика привлечения бюджетных средств и применения мер налогового стимулирования в целях повышения инвестиционной привлекательности регионов»
25 сентября 2020 года Калужская область
Заслушав и обсудив на выездном заседании комитета вопрос о практике привлечения бюджетных средств и применения мер налогового стимулирования в целях повышения инвестиционной привлекательности регионов, комитет решил:
1. Принять к сведению информацию представителей федеральных органов исполнительной власти, Счетной палаты Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти Калужской области и представителей других субъектов Российской Федерации по данному вопросу.
2. Предложить Правительству Российской Федерации:
2.1. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», предусматривающих усиление защиты государством инвестиций и снижение порога объема капиталовложений в новые инвестиционные проекты по сферам, для которых предоставляется государственная поддержка в виде стабилизационной оговорки.
2.2. Рассмотреть возможность внесения изменений в проект постановления Правительства Российской Федерации от 19. 10. 2020 № 1704 «Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры», в том числе:
а) распространить понятие новых инвестиционных проектов на проекты создания и (или) развития: инновационных научно-технологических центров; территорий опережающего социально-экономического развития (в том числе в моногородах), индустриальных (промышленных) парков, промышленных кластеров, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон;
б) дополнить перечень объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов, объектами технологической, информационно-коммуникационной и таможенной инфраструктуры;
г) предоставить некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, гранты на реализацию новых инвестиционных проектов в форме субсидий в соответствии с решениями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2.3. Рассмотреть вопросы в части налогового стимулирования капиталовложений:
— продлить до 1 января 2023 года возможность налогового стимулирования инвесторов при помощи получения льготы по региональной части налога на прибыль для субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с пунктом 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации включены в перечень субъектов Российской Федерации, не являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
— предусмотреть механизм компенсации за счет средств федерального бюджета выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с установлением на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам;
— разработать и реализовать механизм компенсации затрат частных инвесторов по созданию и развитию региональной промышленной инфраструктуры индустриальных парков и промышленных технопарков;
— рассмотреть вопрос об освобождении от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов основных средств, находящихся в стадии консервации или реконструкции;
— рассмотреть вопрос о применении инвестиционного налогового вычета к части концессионного имущества, которое создано налогоплательщиком за счет фактических расходов по модернизации/реконструкции/технического перевооружения;
— установить льготы по налогу на прибыль для модернизирующихся малых предприятий если вся полученная прибыль направляется на создание дополнительных рабочих мест;
— стимулировать применение субъектами Российской Федерации инвестиционного налогового вычета, в том числе путем обеспечения признания данного вычета эффективной налоговой льготой.
2.4. Представить в Совете Федерации в период весенней сессии 2021 года рекомендации по подготовке нормативных актов субъектов Российской Федерации по заключению, изменению, прекращению действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений на региональном уровне.
3. Правительству совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации рассмотреть вопросы:
— совершенствования механизмов реструктуризации задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам из федерального бюджета и, об ее частичном списании, а также о возможности возобновления программы предоставления бюджетных кредитов;
— более широкого использования схем поддержки территорий опережающего развития, созданных в моногородах;
— тарифной политики в электроэнергетике и на железнодорожном транспорте;
— формирования программы приватизации малым и средним бизнесом неиспользуемого федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и собственности государственных корпораций;
— стимулирования инвестиций малого и среднего предпринимательства;
— подключения граждан к газораспределительным сетям без привлечения их средств;
— распространения опыта АО РЖД по применению механизма «вечных облигаций» на субъекты Российской Федерации, в том числе с учетом возможности неотнесения таких облигаций на государственный долг субъектов Российской Федерации, а также компенсации процентов (купонов) по облигациям за счет средств дорожных фондов субъектов Российской Федерации в случае направления привлеченных средств в дорожные фонды субъектов Российской Федерации;
— привлечения средств федерального бюджета на льготное финансирование инвестиционных проектов, реализуемых в моногородах;
— увеличения объёмов финансирования поддержки региональной промышленной кооперации с целью создания промышленных кластеров при формировании бюджетных проектировок на 2022 – 2024 годы и (или) при корректировке федерального бюджета на 2021 – 2023 годы.
4. Согласиться с предложениями Правительства Российской Федерации, направленными на:
— по создание механизмов компенсации затрат частного инвестора по созданию инфраструктуры индустриальных парков за счет налогов, поступающих от их резидентов;
— создание государственной информационной системы капиталовложений, предусматривающей ведение реестра инвестиционных проектов, а также реестра мер государственной и муниципальной поддержки инвестиционных проектов;
— использование инфраструктурных облигаций компаниями с государственным участием для привлечения внебюджетного финансирования крупных проектов дорожного строительства и инфраструктурного развития.
5. Предложить Банку России рассмотреть вопрос о поддержке банков с базовой лицензией, участвующих в кредитовании региональных инвестиционных проектов, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, используя механизмы рефинансирования.
6. Рекомендовать субъектам Российской Федерации:
— подготовить и принять нормативные правовые акты, устанавливающие отчетность для налогоплательщиков — получателей налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, содержащую необходимую информацию для осуществления оценки эффективности (результативности) применения налоговых льгот, и обязанность получателей льгот по ее предоставлению;
— применять практику для крупных инвестиционных проектов использования инструментов индивидуального характера в виде соглашений о защите и поощрении капиталовложений, специальных инвестиционных контрактов, а также приоритетных инвестиционных проектов;
— применять практику создания индустриальных парков, особых экономических зон и территорий опережающего развития в целях кластерного развития регионов;
— рассмотреть вопрос о целесообразности снижения ставки налога на имущество в отношении малых объектов недвижимости.