Новости Комитета

Р. Гольдштейн: Государство должно защитить рынок ОСАГО от недобросовестных страховщиков

Сенатор прокомментировал предстоящую встречу представителей страховых компаний, Центрального банка и Верховного суда для обсуждения проблемы «автоюристов».


Государство должно защитить рынок ОСАГО от недобросовестных страховщиков и криминальных «автоюристов» в интересах граждан, считаетчлен Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Ростислав Гольдштейн Гольдштейн
Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
.

Сенатор прокомментировал предстоящую встречу представителей страховых компаний, Центрального банка и Верховного суда для обсуждения проблемы юристов, специализирующихся на спорах по возмещению ущерба в рамках «автогражданки». В начале мая Российский союз автостраховщиков (РСА) заявил об угрозах, создаваемых их бизнесу в результате возросшей активности «автоюристов», и направили свои предложения для ознакомления Верховному суду. Как утверждают в РСА, проблема «автоюристов» является серьёзной угрозой для рынка обязательного автострахования, так как из‑за неё автостраховщики столкнулись в многомиллиардными убытками и вынуждены сворачивать свою деятельность, и в некоторых регионах автомобилисты столкнулись с недоступностью полисов ОСАГО.

«Проблема автострахования вряд ли связана только с «автоюристами» и их жадностью», — считает Ростислав Гольдштейн.

«Очень интересна статистика, на которую ссылаются сами автостраховщики. Они указывают, что средний размер выплаты по ОСАГО в досудебном порядке за период с 2011 по 2015 год составлял 35 615 рублей, а по суду — как они утверждают, «с учетом судебных издержек» — 62 944 рубля. Возникает вопрос — проблема в жадности юристов и в «судебных издержках», или в том, что без судов страховые компании успешно занижают страховые выплаты? Во всяком случае, многочисленные жалобы автолюбителей на создаваемые страховщиками неадекватные и недобросовестные препоны для получения страховых выплат не позволяют так уж сильно сочувствовать «бедным страховщикам», страдающим от произвола юристов», — сказал сенатор.

«Конечно, в любом конфликте всегда две стороны, а в конфликте, имеющем финансовую природу, два финансовых интереса, — полагает он. —Но, собственно, затем государство и вводило институт обязательного автогражданского страхования, чтобы защитить людей от произвола, сделать вопросы страхования ответственности максимально прозрачными. А значит, здесь совершенно необходимо государственное регулирование, государственный контроль в режиме «тонкой настройки». И совершенно очевидно, что в такой ситуации «стороны конфликта» будут пытаться привлечь государство «на свою сторону», а значит — постараются преувеличить свои проблемы и обвинить в них другую сторону. И государству здесь никак нельзя скатываться в безудержный популизм, чтобы угодить гражданам-автомобилистам любой ценой, но — разумеется — тем более нельзя становиться на сторону лоббистов недобросовестных страховых компаний».

По мнению Ростислава Гольдштейна, соответствующие проекты нормативных актов должны пройти широкое обсуждение и внимательное изучение профессионалами рынка и независимыми экспертами, с обязательным участием не только автостраховщиков, но и представителей общественности, организаций защиты прав автомобилистов и т. д.

«Можно надеяться, что предстоящая встреча станет началом такого широкого обсуждения, — уверен сенатор. — Но вот что следует понимать совершенно чётко: позиция государства должна быть жёсткой и точной. Как в случае с мошенниками и лжецами, продающими полисы, которые они не собираются добросовестно оплачивать, создавая для этого недопустимое «сито» проволочек и незаконных требований, через которое могут прорваться только самые настырные и энергичные автолюбители. Так и в случае полукриминальных «автоюристов», пытающихся «навариться» и за счёт страховщика, и за счет своего клиента-автомобилиста».