Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–553 «О внесении изменений в статью 374 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» Самарской Губернской Думы

Рассматриваемый законопроект предусматривает изменения
положений Налогового кодекса Российской Федерации по уплате налога на
имущество организаций для кредитных организаций в отношении объектов
недвижимого имущества, которое временно не используется в основной
деятельности, а также долгосрочных активов, предназначенных для
продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога,
назначение которых не определено, и финансовых некредитных
организаций в качестве инвестиционного имущества, долгосрочных
активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по
договорам отступного, залога, назначение которых не определено.
С 1 января 2016 года вступило в силу Положения ЦБ России от 22
декабря 2014 года N 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных
средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой
в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для
продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по
договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в
кредитных организациях» (с изменениями и дополнениями) (далее —
Положение № 448-П). В соответствии с нормами Положения № 448-П
отменен счет по учету вне оборотных запасов, измены счета (619, 620, 621)
по учету недвижимости, временно не используемой в основной
деятельности, внесены такие новые объекты, как долгосрочные активы,
предназначенные для продажи, средства труда и предметы труда,
полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не
определено.
Также аналогичное Положение ЦБ России было принято для
некредитных финансовых организаций от 22 сентября 2015 года N 492-П
»Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств,
нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных
активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов
труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не
определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с
отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на
застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях» (далее
- Положение N 492-П) объекты имущества, классифицированные кредитной
финансовой организацией в качестве инвестиционного имущества,
долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда,
полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не
определено, учитываются на следующих счетах 619, 620, 621. В
соответствии с указанными положениями вышеперечисленные объекты
имущества кредитных организаций и некредитных финансовых
организаций (далее — указанные организации) не являются основными
средствами и в этой связи согласно статье 374 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее — Кодекс) не признаются объектами
налогообложения по налогу на имущество организаций.
Учитывая, что указанные организации в отношении такого
имущества уплачивали налог, то они имеют право согласно пункту 1 статьи
81 Кодекса внести изменения в налоговую декларацию по налогу на
имущество организаций в части возврата излишне уплаченного налога
(статья 78 Кодекса), что приведет к уменьшению доходов бюджетов
субъектов Российской Федерации. Так, например, по расчетам финансовых
органов Самарской области за первого полугодия 2017 года крупнейшие
налогоплательщики, которыми являются финансовые организации, снизили
уплату налога на имущество на 75 млн. рублей по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года.
Следует также отметить, что в настоящее время согласно статье 378.2
Кодекса предусмотрен для отдельных объектов недвижимого имущества
такого, как жилые дома и жилые помещения, которые не учитываются на
балансе в качестве объектов основных средств, иной порядок
налогообложения, в соответствии с которым с 1 января 2015 года
налоговая база по таким объектам определяется исходя из кадастровой
стоимости имущества, если субъектом Российской Федерации установлены
такие особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты
налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Комитет считает целесообразным отметить, что предлагаемые
изменения налогообложения имущества указанных организаций позволят
увеличить доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку
налог на имущество организаций является региональным налогом и в
полном объеме зачисляется в их бюджеты, а также будут способствовать
эффективному использованию непрофильных активов указанных
организаций. Также рассмотреть вопрос о налогообложении таких объектов
имущества не на основании порядка отнесения его к тем или иным счетам
бухгалтерского учета (к основным или не основным средствам), а в
соответствии с правом собственности или хозяйственного ведения такими
объектами.
Кроме того, на основании части 3 статьи 104 Конституции Российской
Федерации на законопроект необходимо получить заключение
Правительства Российской Федерации.
По мнению комитета, законопроект нуждается в доработке.
Вместе с тем, настоящий отзыв не может препятствовать реализации
Самарской Губернской Думой права законодательной инициативы и
принятию решения о внесении подготовленного законопроекта в
Государственную Думу.