Отзывы на ПФЗ

Отзыв по проекту законодательной инициативы № 7–512 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»

Проект законодательной инициативы «О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации» (далее — законопроект) подготовлен
Законодательной Думой Томской области и предусматривает внесение изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) в целях
повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Законопроект предлагает предоставить муниципальным образованиям
право размещать бюджетные средства на банковских депозитах, предусматривая
изменения в статьи 96 и 236 Бюджетного кодекса, которыми определены
источники финансирования дефицита местного бюджета, а также вопросы
размещения бюджетных средств на депозитах. В соответствии с действующей
редакцией Бюджетного кодекса такое право предусмотрено только для
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По аналогии с положениями Бюджетного кодекса о размещении бюджетных
средств бюджетов субъектов Российской Федерации, законопроект
предусматривает для муниципальных образований ограничение возможности
реализовать указанное право. Согласно законопроекту таким правом могут
воспользоваться только муниципальные образования, в бюджетах которых доля
дотаций из других бюджетов и налоговых доходов по дополнительным
нормативам отчислений (в размере, не превышающем расчетного объема дотации
на выравнивание бюджетной обеспеченности, замененной дополнительными
нормативами отчислений) в течение двух из трех последних отчетных
финансовых лет не превышала 20 процентов собственных доходов местного
бюджета.
2
Вместе с тем, разделяя необходимость повышения финансовой
устойчивости как бюджетов субъектов Российской Федерации, так и местных
бюджетов, по мнению комитета, указанное предложение требует
дополнительного анализа, в том числе с точки зрения реальной возможности
создания таким образом инструмента для повышения финансовой устойчивости
местных бюджетов с учетом необходимости исключения случаев
злоупотребления таким правом.
Кроме того, законопроект предлагает предоставить финансовым органам
муниципальных образований право управления муниципальным долгом и
осуществления муниципальных заимствований наравне с местной
администрацией.
По мнению авторов законопроекта, это позволит обеспечить безусловное
финансирование первоочередных расходов вне зависимости от возможных
временных кассовых разрывов в случае непрогнозируемого сокращения доходов в
определенный период финансового года, принимая во внимание, что именно
финансовые органы муниципального образования организуют исполнение
бюджета.
Вместе с тем указанное предложение представляется недостаточно
обоснованным и вызывает сомнение в отношении возможности оказания
существенного влияние на оперативность решения ситуации с временными
кассовыми разрывами, учитывая «компактность» органов местного
самоуправления. При этом, по мнению комитета, реализация указанного
предложения может снизить эффективность управления муниципальным долгом
и привести к необоснованному увеличению муниципальных заимствований в
связи с понижением статуса органа, обладающего соответствующими
полномочиями, и, соответственно, создать риски для роста расходов
муниципальных образований на обслуживание муниципального долга.
Также законопроект предусматривает внесение изменений в статью 236
Бюджетного кодекса, согласно действующей редакции которой правом
размещения бюджетных средств на банковских депозитах обладают субъекты
3
Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение
двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов
объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской
Федерации.
Законопроект предлагает при определении указанной расчетной доли
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в региональном бюджете
исключать не только субвенции, но и предоставляемые субъектам Российской
Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидии.
Вместе с тем Инвестиционный фонд Российской Федерации упразднен
Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 178-ФЗ «О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона „О
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании
утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации“.
При таких обстоятельствах рассматриваемый проект законодательной
инициативы нуждается в обсуждении и доработке, в том числе с учетом
положений действующего законодательства Российской Федерации и
предполагаемых финансовых последствий.
При этом Законодательная Дума Томской области не лишена возможности в
порядке реализации права законодательной инициативы принять решение о
внесении указанного законопроекта в Государственную Думу.