Отзывы на ПФЗ

Отзыв по проекту законодательной инициативы № 7–493 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части перераспределения акцизов на прямогонный бензин)»

Проект законодательной инициативы «О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации (в части перераспределения акцизов на
прямогонный бензин)» (далее — законопроект) подготовлен Законодательным
Собранием Пермского края.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) в части исключения акцизов
на прямогонный бензин из состава доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации, одновременно устанавливая их зачисление в федеральный бюджет по
нормативу 100%. Также законопроект исключает соответствующие акцизы из
доходов, которые являются источником для формирования объема дорожных
фондов субъектов Российской Федерации, и из состава доходов, передаваемых по
дифференцированным нормативам отчислений в местные бюджеты, а,
соответственно, и из доходов, формирующих объем муниципальных дорожных
фондов.
В настоящее время указанные доходы распределяются между бюджетами
бюджетной системы Российской Федерации по общему нормативу,
предусмотренному для акцизов на нефтепродукты (на автомобильный бензин,
дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных
(инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации).
Согласно положениям статьей 51 и 56 Бюджетного кодекса указанные
доходы зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 12%, а в бюджеты
субъектов Российской Федерации — 88%. Вместе с тем указанные нормы
приостановлены на период 2017–2020 годов Федеральным законом от 30 ноября
2016 года № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
2
Федерации и признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 30
ноября 2016 года № 409-ФЗ) при одновременном установлении на указанный
период следующих нормативов: в федеральный бюджет в 2017 году — 38,3%, в
2018 году — 42,9%, в 2019 году — 41,9% и в 2020 году — 41,8%, в бюджеты
субъектов Российской Федерации в 2017 году — 61,7 % , в 2018 году — 57,1%, в
2019 году — 58,1% ив 2020 году — 58,2%.
Предложение об исключении акцизов на прямогонный бензин из состава
доходов бюджетов субъектов Российской Федерации обусловлено тем, что в
результате предоставления нефтехимическим предприятиям в случае
использования ими прямогонного бензина в качестве сырья налоговых вычетов
при уплате указанных акцизов (в том числе с учетом применением с 1 января 2015
года повышающего коэффициента) соответствующие доходы бюджетов
субъектов Российской Федерации формируются с отрицательным значением.
При этом, несмотря на снижение норматива их зачисления в бюджеты
субъектов Российской Федерации, наблюдается существенный рост выпадающих
доходов регионов от указанных акцизов.
По итогам 2015 года доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от
акцизов на прямогонный бензин составили «-13,1» млрд. рублей, а за 2016 год -
«-21,1» млрд. рублей, что на 60% выше 2015 года. За 2017 год указанные доходы
субъектов Российской Федерации составили «-26,2» млрд. рублей, что на 24,4%
выше 2016 года.
В связи с чем комитет разделяет обеспокоенность Законодательного
Собрания Пермского края по вопросу необходимости решения ситуации с
выпадающими доходами субъектов Российской Федерации в результате
преференций, установленных на федеральном уровне для определенного вида
экономической деятельности.
Вместе с тем комитет отмечает, что предлагаемые законопроектом
изменения приведут к выпадающим доходам федерального бюджета, при этом в
3
финансово-экономическом обосновании не определены источники их
компенсации.
Кроме того, исключение акцизов на прямогонный бензин из состава
доходов регионов требует также внесения изменений в пункт 2.1 статьи 56 и
пункт 4.1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса, в которых также содержатся
положения об их зачислении в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, рассматриваемый проект
законодательной инициативы нуждается в обсуждении и более детальной
проработке, в том числе с учетом анализа эффективности установленных
Налоговым кодексом Российской Федерации преференций для определенного
вида экономической деятельности при уплате акцизов на прямогонный бензин.
При этом Законодательное Собрание Пермского края не лишено
возможности в порядке реализации права законодательной инициативы
принять решение о внесении указанного законопроекта в Государственную
Думу. Однако согласно части 3 статьи 104 Конституции Российской
Федерации для внесения данного законопроекта необходимо заключение
Правительства Российской Федерации.