Отзывы на ПФЗ

Отзыв по проекту законодательной инициативы № 7–477 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»

Проект законодательной инициативы «О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации» (далее — законопроект) подготовлен
Законодательным Собранием Пермского края.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) в части исключения акцизов
на прямогонный бензин из состава доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации, одновременно устанавливая их зачисление в федеральный бюджет по
нормативу 100%.
В настоящее время указанные доходы распределяются между бюджетами
бюджетной системы Российской Федерации по общему нормативу,
предусмотренному для акцизов по нефтепродуктам (на автомобильный бензин,
дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных
(инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации).
Согласно положениям статьей 51 и 56 Бюджетного кодекса указанные
доходы зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 12%, а в бюджеты
субъектов Российской Федерации — 88%. Вместе с тем указанные нормы
приостановлены на период 2017–2020 годов Федеральным законом от 30 ноября
2016 года № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации и признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 30
ноября 2016 года № 409-ФЗ) при одновременном установлении на указанный
период следующих нормативов: в федеральный бюджет в 2017 году — 38,3%, в
2018 году — 42,9%, в 2019 году — 41,9% и в 2020 году — 41,8%, в бюджеты
субъектов Российской Федерации в 2017 году — 61,7 % , в 2018 году — 57,1%, в
2019 году — 58,1% ив 2020 году — 58,2%.
Предложение об исключении акцизов на прямогонный бензин из состава
доходов бюджетов субъектов Российской Федерации обусловлено тем, что в
результате предоставления нефтехимическим предприятиям в случае
использования ими прямогонного бензина в качестве сырья налоговых вычетов
при уплате указанных акцизов (в том числе с учетом применением с 1 января 2015
года повышающего коэффициента) соответствующие доходы бюджетов
субъектов Российской Федерации формируются с отрицательным значением.
При этом, несмотря на снижение норматива их зачисления в бюджеты
субъектов Российской Федерации, наблюдается существенный рост выпадающих
доходов регионов от указанных акцизов.
По итогам 2015 года доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от
акцизов на прямогонный бензин составили «-13,1» млрд. рублей, а за 2016 год -
«-21,1» млрд. рублей, что на 60% выше 2015 года. За 2017 год указанные доходы
субъектов Российской Федерации составили «-26,2» млрд. рублей, что на 24,4%
выше 2016 года.
В связи с чем комитет разделяет обеспокоенность Законодательного
Собрания Пермского края по вопросу необходимости решения ситуации с
выпадающими доходами субъектов Российской Федерации в результате
преференций, установленных на федеральном уровне для определенного вида
экономической деятельности.
Вместе с тем комитет отмечает, что предлагаемые законопроектом
изменения приведут к выпадающим доходам федерального бюджета, при этом в
финансово-экономическом обосновании не определены источники их
компенсации.
Законопроект также предлагает расширить полномочия субъектов
Российской Федерации по установлению нормативов в местные бюджеты. В
настоящее время такие полномочия субъектов Российской Федерации
установлены статьей 58 Бюджетного кодекса только в отношении федеральных и
региональных налогов и сборов.
Законопроект предлагает предоставить субъектам Российской Федерации
полномочия по установлению дополнительных нормативов в местные бюджеты
также в отношении отдельных видов неналоговых доходов.
Вместе с тем законопроект не определяет конкретные виды неналоговых
доходов, в отношение которых предлагается предоставить субъектам Российской
Федерации право устанавливать дополнительные нормативы в местные
бюджеты. В связи с чем, по мнению комитета, этот вопрос требует
дополнительной проработки и обсуждения.
Кроме того, законопроект предлагает дополнить статью 106 Бюджетного
кодекса, определяющую предельный объем заимствований субъектов Российской
Федерации и муниципальных заимствований, нормой, согласно которой
предельный объем заимствований может превышать ограничения, установленные
Бюджетным кодексом, на сумму остатков средств дорожных фондов субъектов
Российской Федерации (муниципальных дорожных фондов) и безвозмездных
поступлений от юридических и физических лиц, имеющих целевое назначение.
В качестве обоснования указанной нормы в пояснительной записке к
законопроекту указано, что при наличии целевых остатков собственных средств
дорожного фонда субъект Российской Федерации вынужден привлекать
заимствования для обеспечения других принятых расходных обязательств в
соответствии с законом о бюджете.
При этом комитет обращает внимание, что согласно статье 179.4
Бюджетного кодекса объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта
Российской Федерации подлежит увеличению в текущем финансовом году и
(или) очередном финансовом году на положительную разницу между фактически
поступившим и прогнозировавшимся объемом доходов бюджета субъекта
Российской Федерации, учитываемых при формировании дорожного фонда
субъекта Российской Федерации.
Таким образом, бюджетным законодательством Российской Федерации
предусмотрена необходимость направления на увеличение объема бюджетных
ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации только доходов,
4
полученных сверх сумм, учтенных при формировании закона о бюджете. А в
случае отрицательной разницы между фактически поступившим и
прогнозировавшимся объемом таких доходов Бюджетный кодекс
предусматривает возможность снижения бюджетных ассигнований регионального
дорожного фонда.
В связи с этим вызывает сомнение указанная в пояснительной записке
необходимость привлечения заимствований для обеспечения других принятых
расходных обязательств в соответствии с законом о бюджете.
Принимая во внимание изложенное, разделяя необходимость решения
проблемы с выпадающими доходами бюджетов субъектов Российской Федерации
в результате предоставления нефтехимическим предприятиям налоговых вычетов
при уплате акцизов на прямогонный бензин, рассматриваемый проект
законодательной инициативы нуждается в обсуждении и более детальной
проработке, в том числе с точки зрения обоснованности предлагаемых норм, а
также с учетом анализа эффективности установленных Налоговым кодексом
Российской Федерации преференций для определенного вида экономической
деятельности при уплате акцизов на прямогонный бензин.
При этом Законодательное Собрание Пермского края не лишено
возможности в порядке реализации права законодательной инициативы
принять решение о внесении указанного законопроекта в Государственную
Думу. Однако согласно части 3 статьи 104 Конституции Российской
Федерации для внесения данного законопроекта необходимо заключение
Правительства Российской Федерации.