Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект законодательной инициативы № 6–487 «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Рассматриваемый проект законодательной инициативы внесен Саратовской областной Думой и предусматривает расширение перечня организаций, освобожденных от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Согласно данному проекту от уплаты государственной пошлины освобождаются специализированные некоммерческие организаций, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональные операторы), выступающие истцами или ответчиками по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом Российской Федерации.

Как следует из проекта пояснительной записки, предметами исков, с которыми обращаются региональные операторы, могут быть взыскание задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт и пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате взносов, а также ненадлежащее исполнение обязательств подрядными организациями по выполнению работ по капитальному ремонту.

В соответствии с положениями Главы 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины при подаче в суд исковых заявлений освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления. Данная льгота не распространяется на фонды, являющиеся в соответствии с гражданским законодательством некоммерческими организациями, в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, которые уплачивают государственную пошлину в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах на общих основаниях.

Следует отметить, что в силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при удовлетворении исковых требований с ответчика в пользу истца взыскиваются расходы по оплате государственной пошлины. Таким образом, уплата региональными операторами государственной пошлины в этом случае не влечет для них возникновения убытков. Кроме того, при отсутствии у истца возможности уплатить государственную пошлину при подаче иска он вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке либо рассрочке уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 33341 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание, что Разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено два способа формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет либо перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. При первом способе формирования фонда взносы на капитальный ремонт перечисляются на специальный счет. Владельцем данного специального счета может быть товарищество собственников жилья, специализированный потребительский кооператив либо управляющая компания, которые также обладают правом на обращение в суд для взыскания задолженности по взносам на капитальный ремонт и от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах не освобождаются.

Таким образом, освобождение от уплаты государственной пошлины региональных операторов, выступающих истцами или ответчиками по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом, независимо от категории спора (в том числе не связанной с взысканием задолженности по взносам на капитальный ремонт или спорами с подрядными организациями) представляется нецелесообразным.

Кроме того, согласно части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации для внесения данного законопроекта необходимо заключение Правительства Российской Федерации.

При этом Саратовская областная Дума не лишена возможности в порядке реализации права законодательной инициативы принять решение о внесении указанного законопроекта в Государственную Думу.