Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (проект № 981174–6)

Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее — Законопроект) внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) депутатом Государственной Думы А.А. Смирновым.

Законопроект предусматривает внесение изменений в статьи 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3 и 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части снижения с 85 до 50 процентов единого норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации с одновременным увеличением нормативов отчислений от указанного налога в бюджеты муниципальных образований.

Реализация Законопроекта приведет к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации, которые, по оценке Правительства Российской Федерации, составляют 937,8 млрд. рублей или 11,4 процента к объему налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации за 2014 год. Вместе с тем источники компенсации выпадающих доходов Законопроектом не предусмотрены. Также Законопроектом не предусматривается изменение разграничения полномочий между региональными и муниципальными органами власти в части передачи полномочий с одного уровня на другой.

Таким образом, предлагаемое Законопроектом изменение установленного порядка распределения доходных источников увеличивает риски неисполнения субъектами Российской Федерации своих расходных обязательств, особенно учитывая, что в настоящее время бюджетная система характеризуется дефицитностью бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, предлагаемые Законопроектом изменения нарушают установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации принцип сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов, а также бюджетное регулирование.

Необходимо также учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 15 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

Также пунктом 2 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации.

Таким образом, бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность для закрепления дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц.

Учитывая изложенное, Законопроект концептуально не поддерживается.