Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 965487–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об обязательной видеозаписи судебного заседания)

В Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрен проект федерального закона № 965487–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект). Законопроект внесен Правительством Российской Федерации.

По предметам своего ведения отмечаем следующее. Законопроектом предполагается проведение обязательной видеозаписи судебного заседания в ходе рассмотрения дел в гражданском и арбитражном процессе, а также в ходе осуществления административного судопроизводства.

Согласно части 3 статьи 4 Законопроекта его положения вступают в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, которыми предполагается проведение обязательной видеозаписи судебного заседания, которые вступают в силу по делам, подсудным федеральным судам, с 1 января 2018 года, а по гражданским делам, подсудным мировым судьям, — с 1 января 2019 года. По Законопроекту имеются замечания.

1. Необходимо отметить, что указанный Законопроект был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 24 декабря 2015 года (Протокол № 46). При этом ряду ведомств (Минюсту России, Минэкономразвития России, Минфину России с участием Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) было дано поручение дополнительно проработать вопрос о сроках вступления Законопроекта в силу с учетом финансирования их реализации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятий ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы».

Вместе с тем, согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту он предполагает дополнительно, сверх расходов, предусмотренных ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы», 1,6 млрд. рублей на дооснащение 10660 залов судебных заседаний системами видеозаписи и 166 млн. рублей на оснащение остальных 369 залов судебных заседаний системами видеозаписи.

Кроме того, потребуется ежегодно 200 млн. рублей на хранение видеозаписей в делах федеральных судов общей юрисдикции и в делах арбитражных судов – 30 млн. рублей.

На создание федерального хранилища долгосрочного хранения видеозаписей в течение 10 лет потребуется примерно 200 млн. рублей единовременно и около 10 млн. рублей ежегодно на техническое обслуживание. Техническая поддержка программно-технических средств видеозаписи для федеральных судов потребует около 600 млн. рублей ежегодно.

Таким образом, объем средств федерального бюджета, необходимых для оснащения залов судебных заседаний федеральных судов системами, обеспечивающими видеозапись судебных заседаний, и осуществления иных обеспечивающих мероприятий, составит, по предварительным оценкам, не менее 1,9 млрд. рублей единовременно и 840 млн. рублей ежегодно.

В финансово-экономическом обосновании не указывается, какую часть из этих средств планируется изыскать за счет оптимизации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы», а какую — за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных судов.

2. Помимо вышеуказанного, согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту по предварительной оценке Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации на указанные цели институту мировой юстиции из бюджетов субъектов Российской Федерации потребуется не менее 3,4 млрд. рублей единовременно и 790 млн. рублей ежегодно.

Содержание мировых судов осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Оценка бюджетных ассигнований проводилась Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации исходя из информации о примерной стоимости оборудования для одного зала и числе мировых судей и судебных участков.

Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 26.4. Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» проект закона должен быть направлен в субъекты Российской Федерации.

Вместе с тем, Законопроект в субъекты Российской Федерации не направлялся (заседание Совета Государственной Думы от 18 января 2016 года протокол № 278 пункт 75).

Комитет отмечает, что Законопроект предусматривает увеличение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации без соответствующей компенсации из федерального бюджета.

В связи с вышеуказанным, проект федерального закона поддерживается при условии его рассмотрения в субъектах Российской Федерации и последующей дополнительной проработки уполномоченными ведомствами в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации.