Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1258307–7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Рассмотрев проект федерального закона № 1258307–7 «О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее -
Проект), Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
отмечает следующее.
Проект разработан Правительством Российской Федерации и
предусматривает внесение изменений в отдельные главы Налогового кодекса
Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях увеличения поступления
доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Проектом предлагается ввести новый вид акциза — акциз на сталь
жидкую, использованную для производства полупродуктов металлургического
производства (заготовок) путем литья. Одновременно проектом федерального
закона № 1258306–7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и
установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации в 2022 году» предусмотрено установление норматива
зачисления акциза на сталь жидкую в федеральный бюджет в размере 83% и в
бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 17%. Данная мера
позволит компенсировать возможное ооразование выпадающих доходов
бюджетов субъектов Российской Федерации в результате косвенного влияния
изменений на поступления налога на прибыль организаций.
Вместе с тем предусмотренный в Проекте механизм определения ставки
акциза на сталь жидкую не в полной мере учитывает особенности применяемых
способов выплавки стали, имеющих различную рентабельность в зависимости
от используемого исходного сырья. Таким образом, предприятия,
применяющие различные способы выплавки стали, могут быть поставлены в
неравные условия. Также комитет обращает внимание, что налоговую базу
предлагается определять в отношении не самого подакцизного товара, а его
производных (слябов). В сопроводительных материалах к Проекту отсутствуют
обоснования установления данного акциза, а также расчеты предлагаемого
определения ставки акциза исходя из средней экспортной цены именно на
слябы.
Проектом предусматривается освобождение от обложения налогом на
доходы физических лиц (далее — НДФЛ) доходов, полученных
налогоплательщиком по результатам участия в мероприятиях в виде грантов,
премий, призов и подарков в денежной и натуральной формах,
предоставленных их организаторами, включенными в утвержденный перечень
Правительства Российской Федерации, учрежденными указами Президента
Российской Федерации, или учрежденными ими некоммерческими
организациями. Таким образом, от НДФЛ будут освобождены указанные
доходы, полученные не только за счет грантов Президента Российской
Федерации, но также за счет иных источников.
В соответствии с Проектом действие данной льготы предлагается
распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. Вместе с
тем следует учитывать, что поступления по НДФЛ зачисляются в бюджеты
субъектов Российской Федерации. В связи с этим распространение новой
льготы с 1 января 2021 года позволит налогоплательщикам предъявить к
возврату сумму уплаченного ими НДФЛ с таких доходов, полученных в
налоговом периоде 2021 года. При этом возврат указанных сумм будет
осуществляться за счет средств региональных бюджетов. Однако в
сопроводительных материалах отсутствуют расчеты возможных бюджетных
потерь региональных бюджетов, а также отсутствуют указания на источники их
компенсации.
Проектом вносятся изменения в Кодекс в части установления
государственной пошлины за проведение экспертизы, предоставление и
подтверждение разрешения на применение незарегистрированного
медицинского изделия для диагностики in vitro. Как следует из финансового-
экономического обоснования, доходы от введения указанной пошлины
составят в 2022 – 2024 годах по 3 млрд. рублей ежегодно.
Также Проектом предлагается изменение налогового режима для
отдельных добывающих отраслей (металлургия, угольная отрасль), а также
производителей минеральных удобрений, в части обложения налогом на
добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ). В частности,
предусматривается переход на специфические ставки НДПИ (апатит-
штаффелитовые, апатит-магнетитовые и маложелезистые апатитовые руды) и
увеличение рентного коэффициента до 7 в отношении апатит-нефелиновых,
апатитовых и фосфоритовых руд. При налогообложении коксующегося угля
вводится формульный расчет с «привязкой» к мировым ценам. В отношении
калийных солей предлагается установить дополнительное изъятие в размере 85
рублей за 1 тонну добытой руды. В соответствии с пояснительной запиской к
Проекту доходы федерального бюджета в 2022–2024 годах должны увеличиться
более, чем на 180 млрд.руб ежегодно.
Вместе с тем, комитет отмечает, что в сопроводительных материалах
отсутствует обоснование расширения перечня облагаемых НДПИ добытых
полезных ископаемых, а также предлагаемых налоговых ставок. Кроме этого,
вопрос изменения налогообложения угольной отрасли требует оценки влияния
этого изменения, как на смежные отрасли, так и на бюджеты субъектов
Российской Федерации. Также комитет обращает внимание, что
предусмотренная Проектом компенсация, связанная с изменением нормативов
зачисления сумм НДПИ в бюджеты бюджетной системы Российской
Федерации и направленная на возмещение выпадающих доходов данных
бюджетов, не ориентирована на налогоплательщиков, что может привести к
росту налоговой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.
Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживает
концепцию Проекта.
На основании изложенного, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона № 1258307–7 «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации»