Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1192824–7 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
рассмотрел проект федерального закона № 1192824–7 «О внесении
изменений в статью 10 Федерального закона „О проведении эксперимента
по установлению специального налогового режима „Налог на
профессиональный доход“ (далее — Законопроект), внесенный в
Государственную Думу депутатами Государственной Думы
С.М. Катасоновым и И.С. Пиляевым, и сообщает следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствования специального
налогового режима „Налог на профессиональный доход“ (далее — НПД).
Законопроектом предлагается предоставить право субъектам
Российской Федерации, на территории которых введен в действие НПД,
снижать налоговую ставку с 4% до 2% в отношении доходов, полученных
налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг,
имущественных прав) физическим лицам, и с 6% до 4% в отношении
доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ,
услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для
использования при ведении предпринимательской деятельности и
юридическим лицам.
В соответствии с действующей редакцией статьи 1 Федерального
закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ „О проведении эксперимента по
установлению специального налогового режима „Налог на
профессиональный доход“ эксперимент по установлению НПД был начат
с 1 января 2019 года и проводится до 31 декабря 2028 года включительно.
При этом на ряд субъектов Российской Федерации эксперимент был
распространен с 1 января 2020 года, а с 1 июля 2020 года — на всю
территорию Российской Федерации.
Следует также учитывать, что согласно пункту 8 статьи 1
Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в период
проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его
окончания Правительство Российской Федерации представляет в
Государственную Думу отчет об эффективности (неэффективности)
проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об
установлении НК РФ соответствующего налога, сбора, специального
налогового режима либо о прекращении такого эксперимента.
Таким образом, изменение основных элементов специального
налогового режима, к которым также относится налоговая ставка,
представляется преждевременным.
Кроме того, в соответствии со статьями 56 и 146 Бюджетного
кодекса Российской Федерации поступления от уплаты НПД зачисляются
в бюджеты субъектов Российской Федерации (по нормативу 63%) и
бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (по
нормативу 37%). Реализация предлагаемой Законопроектом меры, по
мнению комитета, повлечет сокращение доходов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, а также дополнительные расходы
федерального бюджета, направленные на компенсацию потерь
Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В связи с этим для реализации предлагаемой Законопроектом меры
требуется определить источники компенсации выпадающих доходов
бюджетов субъектов Российской Федерации и Федерального фонда
обязательного медицинского страхования, а также источники
финансирования дополнительных расходов федерального бюджета.
Однако в прилагаемых к Законопроекту материалах отсутствует указание
на такие источники.
Помимо этого, положения Законопроекта не соответствует
требованиям, установленным нормами статьи 5 НК РФ,
регламентирующими порядок вступления в силу актов законодательства о
налогах и сборах.
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет
Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера не поддерживают концепцию
Законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету и
финансовым рынкам не поддерживает проект федерального закона
№ 1192824–7 „О внесении изменений в статью 10 Федерального закона
“О проведении эксперимента по установлению специального налогового
режима „Налог на профессиональный доход“.