Отзывы на ПФЗ

отзыв по проекту законодательной инициативы Парламента Республики Северная Осетия — Алания № 7–873 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О кредитных историях»

Рассмотрев проект законодательной инициативы № 7–873
»О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О кредитных
историях», подготовленный Парламентом Республики Северная Осетия -
Алания, комитет отмечает следующее.
Проект законодательной инициативы предлагает сократить срок
хранения кредитной истории с 10 до 3 лет.
Следует отметить, что материалы к рассматриваемой
законодательной инициативе не содержит убедительного обоснования
сокращения сроков хранения кредитной истории в бюро кредитных
историй, а также отзывы Центрального банка Российской Федерации и
представителей банковского сообщества.
Комитет отмечает, что кредитная история формируется на основе
Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных
историях» и является одним из важных способов объективной оценки
кредитоспособности заёмщика, включая добросовестность, способность
своевременно исполнять свои обязательства, а также уровень его долговой
нагрузки. Кредитным организациям, микрофинансовым организациям и
кредитным кооперативам информация о кредитной истории заемщиков
позволяет минимизировать риски по возврату заемных средств, повысить
качество кредитного портфеля и эффективность работы.
Следует отметить, что закредитованность населения в 2018 году
выросла до уровней трехлетней давности. Риски быстрого роста
необеспеченного кредитования мешают реализации Майских Указов
Президента и Послания Президента Федеральному собранию от 20
февраля 2019 года по снижению процентных ставок по ипотеке до уровня
8% и ниже.
На фоне снижения реальных доходов населения по данным Банка
России в 2018 году рост портфеля необеспеченных потребительских ссуд
составил 22,8%. Проблемой является не только рост потребительского
кредитования, но и качество таких кредитов. Следует отметить, что объем
необеспеченных потребительских ссуд с просроченной задолженностью
свыше 90 дней составил по итогам 2018 года 9,1%. В сложившихся
условиях важным является недопущение роста долговой нагрузки и
повышение устойчивости банков к потенциальным рискам, так как
закредитованность населения может способствовать снижению
внутреннего потребления в стране.
Чтобы не допустить перегрева розничного кредитного рынка Банк
России вынужден предпринимать дополнительные меры, в том числе
вводить предельные коэффициенты долговой нагрузки, увеличивать
коэффициенты риска по потребительским и ипотечным кредитам,
ужесточать регулирование в отношении ипотеки с низким
первоначальным взносом. С другой стороны, упрощается процедура
реструктуризации ипотеки, предусматривающая предоставление
гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, так называемых
«ипотечных каникул» — отсрочки погашения или снижения размера
уплаты суммы основного долга и процентов по ипотечным жилищным
кредитам сроком до шести месяцев.
Задачу снижения процентных ставок для добросовестных
заемщиков необходимо решать путем снижение рисков просрочки и
невозвратов, а также путем усложнения доступа к кредитам
ненадлежащим заемщикам. В этой связи считаем, что доступ к кредитной
истории заемщиков в течение 10 лет со дня последнего изменения
информации, содержащейся в кредитной истории, является важным
фактором выполнения этой задачи.
Исходя из вышеизложенного, концепцию предлагаемых изменений
в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных
историях» комитет не поддерживает. Вместе с тем комитет отмечает, что
настоящий отзыв не может препятствовать реализации Парламентом
Республики Северная Осетия — Алания права законодательной
инициативы и принятию решения о внесении указанного проекта в
Государственную Думу.