Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году» (проект № 575453–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 15 ноября 2018 года, комитет отмечает следующее.

Законопроект был внесен Правительством Российской Федерации и направлен на создание надлежащих правовых условий для исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Законом дополняются статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс), нормами, предусматривающими зачисление доходов от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации. Указанные доходы, уменьшенные на размер выплат на их приобретение, будут являться источником внутреннего финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются поступления из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

Законом расширяется перечень возможных целей государственных заимствований Российской Федерации. В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 103 Бюджетного кодекса предусматривается, что они осуществляются для финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета, что обусловлено необходимостью финансирования расходных обязательств, связанных с предоставлением бюджетных кредитов, в том числе, государственных кредитов иностранным государствам в рамках заключенных межправительственных соглашений, исполнением государственных гарантий Российской Федерации, осуществлением компенсации по дореформенным сбережениям граждан при недостаточности суммы поступлений иных источников финансирования дефицита федерального бюджета (возврат бюджетных кредитов, в том числе государственных кредитов, приватизация федеральной собственности).

Обеспечение возможности осуществления государственных заимствований Российской Федерации на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета позволит привлекать средства в случаях возникновения в ходе исполнения федерального бюджета ситуаций кратковременного отсутствия на едином счете федерального бюджета средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения расходных обязательств федерального бюджета (кассовый разрыв). Минфину России предоставляется право привлекать от имени Российской Федерации краткосрочные кредиты кредитных организаций на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета.

Кроме того, расширяется перечень целей государственных заимствований субъекта Российской Федерации и муниципальных заимствований в части пополнения остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета соответственно. Таким образом, положения статьи 103 Бюджетного кодекса отчасти приводятся в соответствие со статьей 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой уже предусмотрено предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

Изменения, вносимые в статьи 94 и 217 Бюджетного кодекса, создадут правовые основания для направления на те же цели остатков неиспользованных бюджетных ассигнований, предусмотренных в отчетном финансовом году для предоставления под фактическую потребность межбюджетных трансфертов в целях оплаты заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) государственных контрактов (муниципальных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших оплате в отчетном финансовом году. Это позволит более оперативно подтвердить востребованность остатков неиспользованных бюджетных ассигнований.

Законом предлагается дополнить статью 241 Бюджетного кодекса, закрепляющую особенности исполнения бюджетов, новым пунктом 17, устанавливающим ограничение на получение субсидий и бюджетных инвестиций при наличии просроченной задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием.

При подготовке Законопроекта ко второму чтению была внесена норма, которая расширяет полномочия трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений (далее – трехсторонняя комиссия).

Закон дополняет пункт 9 статьи 130 Бюджетного кодекса положением, согласно которому на предварительное рассмотрение трехсторонней комиссии могут представляться не только проекты правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих распределение и правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, не распределенных федеральным законом о федеральном бюджете, но и проекты иных правовых актов (решений) в случаях, установленных федеральными законами.

Необходимость указанной нормы обусловлена тем, что одновременно в ходе подготовки Законопроекта ко второму чтению его положения были дополнены статьей 7, которая устанавливает правовые основания для внесения в 2019 году изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в отношении бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию национальных проектов, а также для изменения правовыми актами Правительства Российской Федерации распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам Российской Федерации для достижения целей федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, и утверждения распределения субсидий, предусмотренных на указанные цели, но не распределенных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Закон предусматривает, что проекты указанных решений подлежат предварительному рассмотрению трехсторонней комиссией.

При этом необходимо отметить, что Закон устанавливает возможность не только перераспределения бюджетных ассигнований между национальными проектами или входящими в их состав федеральными проектами, но и увеличения бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов за счет уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных на иные цели.

Поддерживая необходимость создания правовых оснований для оперативного принятия указанных решений, комитет отмечает особое значение использования такого инструмента парламентского контроля как предварительное рассмотрение трехсторонней комиссией, а также важность принятия решений президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам в отношении вопросов, связанных с перераспределением бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию национальных проектов, и с их увеличением за счет уменьшения иных бюджетных ассигнований.

Комитет отмечает важность для субъектов Российской Федерации норм части 7 статьи 7 Закона, в соответствии с которыми предоставляется возможность применения до 1 января 2025 года более высокого (по сравнению с утверждаемым Правительством Российской Федерации) уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в случае предоставления субсидий на реализацию региональных проектов, направленных на достижение целей федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.

В соответствии с Законом устанавливаются основания для перераспределения бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов до 1 января 2020 года, на которые не распространяются отдельные нормы Бюджетного кодекса, касающиеся необходимости утверждения законом о бюджете грантов в форме субсидий, субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, бюджетных инвестиций, планируемых к предоставлению юридическим лицам.

Кроме того, Закон предусматривает правовые основания для направления в 2018 году нераспределенного объема дотации в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций в размере 6,1 млрд. рублей на предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации после предварительного рассмотрения трехсторонней комиссией.

Законом предлагается сохранить на 2019 год действие отдельных положений, которые ранее предусматривались на 2018 год. В частности предлагается продлить до 1 января 2020 года приостановление действия положений Бюджетного кодекса, касающихся возможности использования иных остатков средств федерального бюджета на начало текущего финансового года на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, и на сокращение заимствований. Так, Законом закрепляются положения об использовании в 2019 году остатков средств федерального бюджета с возможностью увеличения бюджетных ассигнований на:обеспечение мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности, исследования и использования космического пространства, развития оборонно-промышленного комплекса в объеме, не превышающем сумму нераспределенного остатка бюджетных ассигнований, зарезервированных на указанные цели в 2018 году;оплату государственных контрактов на поставку товаров, работ, услуг, расчеты по которым в 2018 году осуществлялись с применением казначейского обеспечения обязательств в объеме, не превышающем остатков неиспользованных в 2018 году лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.При этом остальные остатки средств федерального бюджета на 1 января 2019 года, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований в ходе исполнения федерального бюджета в 2018 году (за исключением остатков, указанных в абзацах втором — восьмом пункта 4 статьи 94 Бюджетного кодекса), направляются в 2019 году на увеличение сверх объемов, установленных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.Кроме того, Законом предлагается пролонгировать еще на один год действие дополнительных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, которые также предусматривались на 2018 год.Законом предлагается продлить на 2021 год применение установленного на 2020 год значения коэффициента, учитываемого при расчете базового объема Федерального дорожного фонда, в размере 0,36.Законом вносится изменение в часть 9 статьи 4 Федерального закона от 22 октября 2014 года № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» в целях сохранения действия нормы, предусматривающей возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в случае перераспределения бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга Российской Федерации в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на его обслуживание.Учитывая изложенное комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году».