Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 551847–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 15 ноября 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Е.В.Бушминым, М.М.Ульбашевым в «пакете» с принятым 15 ноября 2018 года Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Данный Федеральный закон предусматривает проведение эксперимента по установлению специального налогового режима в течение 10 лет с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года.

Закон вносит изменения, направленные на создание условий для проведения указанного эксперимента, в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) и четыре федеральных закона.

В часть первую Кодекса включаются положения о проведении экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов, которые должны быть предусмотрены федеральными законами и могут проводиться в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 1 Кодекса). Также устанавливается обязанность Правительства Российской Федерации представлять в Государственную Думу отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента в период его проведения, но не позднее 6 месяцев до его окончания.

Перечень специальных налоговых режимов (статья 18 Кодекса) дополняется налогом на профессиональный доход (в порядке эксперимента).

Вводятся новые виды налоговых правонарушений, и устанавливается ответственность за их совершение (новые статьи 12913 и 12914 Кодекса). Так, нарушение налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход, установленных порядка и сроков передачи в налоговый орган сведений о производимых расчетах влечет взыскание штрафа в размере 20% от сумм таких расчетов. За аналогичные правонарушения, совершенные операторами электронных площадок и кредитными организациями, предусмотрено взыскание штрафа в размере 20% от суммы расчета, но не менее 200 рублей за каждый расчет, сведения о котором не переданы в налоговый орган.

В части второй Кодекса уточняется положение о том, что доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности, подлежат налогообложению, за исключением продажи жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков, а также транспортных средств (статья 217 Кодекса).

Законом устанавливается право не применять контрольно-кассовую технику индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход, в отношении облагаемых этим налогом доходов (статья 4 Закона). Для этого вносятся изменения в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

В Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» вводится новая категория застрахованных лиц и страхователей — физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (статья 5 Закона). Это связано с тем, что доходы от указанного налога по нормативу 37% зачисляются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (статья 1 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации», принятого Государственной Думой 15 ноября 2018 года).

В части пенсионного обеспечения для лиц, применяющих специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход, предусмотрена возможность добровольного пенсионного страхования, так как доходы от уплачиваемого ими налога не поступают в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 3 Закона). Для этого вносятся изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно Закону физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, получают право добровольно уплачивать за себя страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Страховые взносы могут уплачиваться в любой сумме с ограничением максимального размера. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года. Определятся порядок включения в страховой стаж периодов добровольной уплаты страховых взносов физическими лицами-плательщиками налога на профессиональный доход.

Закон продлевает еще на один год до 2020 года освобождение от уплаты налогов и страховых взносов физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих без привлечения наемных работников услуги физическим лицам для личных, домашних и иных подобных нужд (статья 6 Закона). Такое освобождение было установлено до 1 января 2019 года.

Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2019 года. Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая вышесказанное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».