Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (проект № 497452–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (проект № 497452–7) (далее – Закон), принятый Государственной Думой 15 ноября 2018 года, комитет отмечает следующее.

Законопроект был внесен Правительством Российской Федерации и направлен на упрощение порядка представления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическими субъектами в государственные органы и совершенствование формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рассматриваемым Законом вводится норма, предусматривающая, что бухгалтерская (финансовая) отчетность может составляться не только на бумажном носителе, но и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Причем в случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.

Статья 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» «Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности» заменяется рассматриваемым Законом на статью «Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Указанная статья определяет понятие государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности – это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту и устанавливает, что его формирование и ведение осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее – ФНС России). Перечислены организации, которые освобождаются от представления обязательного экземпляра отчетности, к которым отнесены организации государственного сектора, Банк России, религиозные организации, организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России, организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне и организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Вводится условие, предусматривающее, что обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Причем при представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Данное нововведение, предусматривающее обязательность представления отчетности экономическим субъектом в ФНС России в виде электронного документа, вводится с 1 января 2020 года в отношении отчетности за 2019 год, за исключением субъектов малого предпринимательства, которые отчетность за 2019 год вправе представить как в виде электронного документа, так на бумажном носителе. Требование о представлении отчетности исключительно в виде электронного документа, вводится в отношении субъектов малого предпринимательства начиная с отчетности за 2020 год.

Статьей устанавливается порядок передачи Банком России в ФНС России сведений, содержащих годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций, представленную в Банк России, и порядок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики организациями, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, и организациями, освобожденными от представления обязательного экземпляра отчетности, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Форматы представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждаются ФНС России.

За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, взимается плата. Случаи, размер и порядок взимания указанной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, государственным органам, органам местного самоуправления, Банку России осуществляется без взимания платы.

Рассматриваемый Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете».