Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (проект № 442400–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», принятый Государственной Думой 15 ноября 2018 года, комитет отмечает следующее.

Законопроект разработан депутатами Государственной Думы и направлен на формирование единообразного подхода к налогообложению в отношении некоторых операций, связанных с выходом из дочерних обществ, а также уточнение отдельных правил налогообложения контролируемых иностранных компаний.

В часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс) Законом вносятся следующие основные изменения.

Уточняется порядок налогообложения выплачиваемого дохода лицам, имеющим фактическое право на выплачиваемые доходы. Теперь если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы, является иностранным лицом и на него не распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, налогообложение выплачиваемого дохода производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации (статья 7 Кодекса).

В части вопросов налогового контроля Закон уточняет порядок расчета пени и порядок учета в налоговых органах организаций. В частности, пеня начисляется по день исполнения обязанности по уплате налога, и сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (статья 75 Кодекса). Данные положения применяются в отношении недоимки, образовавшейся после дня вступления в силу Закона.

Закон также наделяет Федеральную налоговую службу полномочиями определения особенностей учета в налоговых органах организаций, не относящихся к категории крупнейших налогоплательщиков, в зависимости от объема поступления налогов и показателей финансово-хозяйственной деятельности (статья 83 Кодекса). Данная норма имеет важное значение для субъектов Российской Федерации при планировании доходов своих бюджетов.

Устанавливаются критерии отнесения лиц иностранной организации к лицам, которые не признаются контролирующими, если их участие в иностранной организации реализовано через прямое или косвенное участие:

— в одной или нескольких публичных компаниях, которые являются российскими организациями;

— в одной или нескольких иностранных организациях, акции которых допущены к обращению на иностранных фондовых биржах, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, при одновременном выполнении условий в части долей участия контролирующего лица в иностранной организации и долей обыкновенных акций в уставном капитале иностранной организации (статья 2513 Кодекса).

В часть вторую Налогового кодекса вносятся следующие основные изменения.

Глава 21 Кодекса «Налог на добавленную стоимость» (далее – НДС).

Так, в соответствии с Законом, налогоплательщик вправе отказаться от льготы, освобождающей его от уплаты НДС, в случае оказания услуг по осуществлению ремонта и технического обслуживания товаров в период гарантийного срока их эксплуатации (статья 149 Кодекса).

В целях создания равных условий с иностранными организациями, оказывающими услуги по техническому управлению морскими судами, Законом устанавливается освобождение от уплаты НДС при оказании таких услуг российскими организациями иностранным лицам (статья 149 Кодекса).

Закон дополняет статью 161 Кодекса, устанавливающую особенности определения налоговой базы налоговыми агентами при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, операциями по реализации макулатуры, действие освобождения которых прекращается 1 января 2019 года. Данная норма Закона вступает в силу с 1 января 2019 года.

Уточняется механизм принятия к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. В соответствии с рассматриваемым Законом, если субсидия предоставлена без включения в нее суммы НДС, то обязанности по восстановлению сумм НДС по приобретенным за счет такой субсидии товарам (работам, услугам) в этом случае не возникает. Для иных случаев установлен механизм расчета сумм НДС, подлежащих восстановлению. Установленные Законом положения вступают в силу с 1 января 2019 года.

Глава 22 Кодекса «Акцизы».

Законом вносятся изменения, касающиеся порядка выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья (статья 1797 Кодекса). Так, при выполнении установленных Кодексом условий свидетельство также выдается организации-заявителю, которая имеет договор с организацией, непосредственно осуществляющей переработку нефтяного сырья в случае, если совокупная первоначальная стоимость объектов основных средств, включенных данной организацией в соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и вводимых в эксплуатацию в период с 1 января 2015 года по 1 января 2024 года, составляет не менее 60 млрд. рублей. При этом доля прямого участия организации-заявителя в организации, которая непосредственно осуществляет переработку нефтяного сырья, составляет более 50%.

Глава 23 Кодекса «Налог на доходы физических лиц» (далее-НДФЛ).

Кодекс дополняется новыми положениями, определяющими налогообложение доходов, полученных акционером (участником) российской или иностранной организации при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками). Таковыми доходами являются доходы в виде дивидендов, к которым приравнивается доход в виде превышения суммы денежных средств, стоимости имущества и имущественных прав, которые получены акционером, над его расходами на приобретение акций (долей, паев) ликвидируемой организации (статьи 208, 211, 2141 Кодекса).

При предоставлении имущественного налогового вычета в состав расходов акционера организации, получившего при ее ликвидации денежные средства, имущество и имущественные права, могут включаться расходы на приобретение акций этой организации в сумме денежных средств, стоимости имущества и имущественных прав на дату их передачи в уставный (складочный) капитал организации (статья 220 Кодекса).

Глава 25 Кодекса «Налог на прибыль организаций».

Законом дополняется перечень видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. К таким доходам относятся доходы в виде:

— денежных средств, полученных организацией безвозмездно от организации, акционером которой она является, в пределах суммы ее вклада в виде денежных средств в имущество, ранее полученных организацией от передающей стороны;

— результатов работ по улучшению характеристик объектов основных средств в целях создания иного объекта капитального строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности и финансируемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статья 251 Кодекса).

 Согласно Закону к внереализационным расходам относятся убытки, возникающие у участника (пайщика) организации при ее ликвидации, банкротстве, выходе из организации и определяемые как отрицательная разница между доходами в виде рыночной цены получаемого имущества и фактически оплаченной участником организации стоимости доли (пая) (статья 265 Кодекса).

Уточняется порядок признания доходов и расходов при передаче имущества в уставной капитал в качестве имущественного взноса Российской Федерации. При выходе участника из организации доходы определяются исходя из рыночной стоимости получаемого имущества за вычетом фактически оплаченной участником этой организации стоимости акций (долей) (статья 277 Кодекса).

Законом предусмотрены новые нормы по совершенствованию порядка налогообложения иностранных организаций, которые применяют положения международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложении и имеют фактическое право на получение дохода в части представления соответствующих подтверждающих документов (статья 312 Кодекса).

Глава 25.4 Кодекса «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья» (далее – НДД).

Законом уточняются положения вступающие в силу с 1 января 2019 года (Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 199-ФЗ).

В частности, уточнены основания применения организацией освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, а также начало применения НДД для налогоплательщиков 2-й группы участков недр.

Уточнены географические координаты участков недр 3-й и 4-й групп и объем совокупных начальных извлекаемых запасов нефти и газового конденсата для участков недр 4-й группы.

Глава 26 Кодекса «Налог на добычу полезных ископаемых» (далее – НДПИ).

 Закон определяет, что для участников региональных инвестиционных проекта или для участников территорий опережающего развития льгота по НДПИ представляется в объеме не более осуществленных налогоплательщиком инвестиций. При превышении величины указанных вложений значение понижающего коэффициента (Ктд), характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, принимается равным 1 (статья 3423Кодекса).

В целях увеличения доходов федерального бюджета Закон устанавливает значение коэффициента (Кгп), характеризующего экспортную доходность единицы условного топлива, для налогоплательщиков, являющихся собственниками Единой системы газоснабжения равным 1,4441 до 31 декабря 2021 года и равным 1 с 1 января 2022 года для всех категорий налогоплательщиков. Коэффициент (Кгп) входит в формулу расчета базового значения единицы условного топлива (Еут), определяющего порядок исчисления НДПИ при добыче газа горючего природного и (или) газового конденсата (статья 3424 Кодекса).

Статья 8 Закона вносит изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, направленные на уточнение вопросов завершения «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли.

Закон также содержит ряд изменений положений Кодекса юридико-технического характера по итогам правоприменительной практики.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Комитет полагает целесообразным отметить, что в Законе учтены поправки членов Совета Федерации в части сохранения права субъектов Российской Федерации на применение пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, которые были установлены законами субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Указанные ставки будут применяться налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов Российской Федерации на налоговые периоды 2019 – 2022 годов.

Необходимость таких поправок была вызвана обращениями субъектов Российской Федерации в связи с нарушениями условий договоров по инвестиционным контрактам, в части отмены установленных законами субъектов Российской Федерации с 1 января 2018 года пониженных ставок налога на прибыль организаций.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».