Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и статьи 13 и 27 Федерального закона „О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации“ в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций» (проект № 441842–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и статьи 13 и 27 Федерального закона „О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации“ в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций» (далее – Федеральный закон), комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении проекта федерального закона в Государственной Думе были приняты четыре поправки кодификационного характера.

Федеральный закон, в первую очередь, направлен на ограничение участия государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее – «Агентство») в качестве кредитора при голосовании и принятии решений на собраниях кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций, в том числе через федеральный орган исполнительной власти — Федеральную налоговую службу России. Кроме этого, Федеральным законом предоставляется возможность включения требований Агентства в реестр требований кредиторов независимо от даты его закрытия.

Согласно Федеральному закону требования Агентства по договорам банковского вклада (счета), перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а также требования, возникшие в результате погашения за банк компенсации приобретателю стоимости имущества, возвращаемого в порядке обратной передачи, не будут учитываться при определении количества голосов на собраниях кредиторов. Таким образом, будет устранен конфликт интересов, когда Агентство имеет доминирующий голос, в то время как мелкие кредиторы не имеют возможности влиять на решения собраний при распределении средств, попадающих в конкурсную массу.

Данные положения Федерального закона будут способствовать повышению прозрачности конкурсного производства, усилению степени защиты прав и законных интересов наименее защищенной категории кредиторов – кредиторов третьей очереди, включая субъекты малого предпринимательства.

Реализация других положений Федерального закона, направленных на предоставление возможности включения требований Агентства в реестр требований кредиторов независимо от даты его закрытия, позволит нивелировать негативное влияние на поступления в фонд обязательного страхования вкладов, возникающее при переходе прав от вкладчиков к Агентству после закрытия реестра требований кредиторов.

Таким образом, принятие Федерального закона позволит решить проблему совмещения Агентством функций кредитора кредитной организации и ее конкурсного управляющего (ликвидатора), освободить Федеральную налоговую службу от выполнения несвойственных ей функций, перераспределять голоса на собраниях кредиторов в пользу остальных кредиторов, а также позволит обеспечить полноту поступления средств в фонд обязательного страхования.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и статьи 13 и 27 Федерального закона „О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации“ в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций».