Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение на Федеральный закон «О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к ней» (проект № 542792–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к ней», принятый Государственной Думой 18 октября 2018 года, комитет отмечает следующее.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Конвенция между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Эквадор об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к ней» (далее – Конвенция и Протокол) подлежит ратификации, так как устанавливает правила иные, чем предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации.

Конвенция подписана в городе Сочи 14 ноября 2016 года в двух экземплярах каждый на русском, испанском и английском языках, все тексты имеют одинаковую силу. В случае любого расхождения при толковании применяется текст на английском языке.

Конвенция основана на Типовом соглашении об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 года № 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество», кроме того, договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).

Конвенция направлена на создание условий, при обеспечении которых юридические и физические лица обоих договаривающихся государств будут освобождены от двойного налогообложения одних и тех же доходов как в своем государстве, так и государстве-партнере.

Конвенция применяется к лицам, являющимися резидентами одного из обоих договаривающихся государств, в отношении налогов на доходы. К ним относятся все налоги, взимаемые с общего дохода или отдельных элементов дохода, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества.

 В отношении Российской Федерации Конвенция применяется к налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц. В Республике Эквадор Конвенция будет применяться в отношении подоходного налога с физических лиц и подоходного налога с коммерческих предприятий или других аналогичных лиц.

 Конвенцией регламентированы правила налогообложения следующих доходов: от недвижимого имущества, прибыли от предпринимательской деятельности, от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках, ассоциированных предприятий, доходов физических лиц.

 Дивиденды, проценты, доходы от авторских прав и лицензий, доходы от отчуждения имущества, доходы от независимых личных услуг также облагаются налогом. Конвенция будет применена также к идентичным или аналогичным налогам, которые будут установлены после ратификации Конвенции в дополнение или вместо существующих налогов.

Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности предприятия одного договаривающегося государства производится в другом договаривающемся государстве через постоянное представительство, расположенное в нем. Прибыль этого предприятия облагается налогом в этом другом государстве только в той части, которая относится к этому постоянному представительству (статья 7).

Прибыль предприятия договаривающегося государства от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках (в том числе от сдачи в аренду) облагается налогом только в этом договаривающемся государстве (статья 8).

Конвенцией установлены условия, при которых предприятия признаются ассоциированными предприятиями, и определен порядок налогообложения их прибыли. Ассоциированными предприятиями признаются предприятия, если предприятие одного договаривающегося государства прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия другого договаривающегося государства, или одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия одного договаривающегося государства и предприятия другого договаривающегося государства (статья 9).

Дивиденды, выплачиваемые компанией-резидентом одного договаривающегося государства резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в другом государстве. В то же время оговорено право взимания налога и в государстве-источнике, но в этом случае налог не может превышать 5% от общей суммы дивидендов, если получатель владеет не менее 25% акций и 10% — во всех остальных случаях (статья 10).

Право взимать налоги с процентов, которые выплачиваются по разным долговым обязательствам, предоставлено государству, резидентом которого будет получатель дохода. При этом оговорено право взимания налога, в государстве-источнике, который не должен превышать 10% от общей суммы процентов (статья 11).

Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве (статья 12).

Конвенцией установлен порядок налогообложения доходов от отчуждения имущества. Доходы от отчуждения недвижимого имущества, находящегося в другом договаривающемся государстве могут облагаться налогом в этом другом государстве (статья 13).

Конвенция предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Налог уплачивается физическим лицом со всех доходов в той стране, в которой оно находилось свыше 183 дней в течение любого двенадцатимесячного периода. Исключение сделано для артистов, спортсменов, государственных служащих, студентов, стажеров, пенсионеров и членов экипажей транспортных средств (статьи 14–19).

 

Конвенция содержит методы устранения двойного налогообложения. Применительно к резиденту России предусмотрена возможность при исчислении налога, подлежащего уплате в России, произвести вычет суммы налога, уплаченного в Республике Эквадор. При этом сумма этого вычета не должна превышать сумму налога, рассчитанного до предоставления вычета, которая относится к видам доходов, полученным в Российской Федерации (статья 22).

Конвенция содержит специальные положения в части недопущения налоговой дискриминации, взаимосогласительных процедур, вопросов обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, содействия по взысканию налогов, ограничения льгот. Если установлено, что главной целью какой‑либо структуры было получение льгот по Конвенции, то ему будет отказано в предоставлении таких льгот (статьи 23–27).

Конвенция вступает в силу с даты получения последнего уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, требуемых для вступления в силу Конвенции (статья 30).

Имеется Протокол к Конвенции, который является неотъемлемой частью Конвенции и уточняет термины «постоянная база» и «компания» с целью их применения Конвенцией.

Финансово-экономическое обоснование, представленное к проекту федерального закона, не предусматривает дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

Ратификация Конвенции будет способствовать повышению эффективности двустороннего сотрудничества, а также привлечению взаимных инвестиций.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

На основании изложенного комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к ней»