Рассмотрев Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2017 год», принятый Государственной Думой 27 сентября 2018 года, комитет отмечает следующее.
Исполнение федерального бюджета в 2017 году осуществлялось в условиях улучшения конъюнктуры мирового рынка по основным товарам традиционного российского экспорта, укрепления курса национальной валюты по отношению к доллару США и евро, а также улучшения динамики отдельных макроэкономических показателей.
Рост ВВП по сравнению с 2016 годом составил 1,5% (в 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечалось снижение на 0,2%), что ниже прогнозных значений (2,1%). Позитивный вклад в рост ВВП внесло развитие транспортировки и хранения, информации и связи, оптовой и розничной торговли, культуры, спорта, организации досуга и развлечений.
Объем ВВП в текущих рыночных ценах составил 92 037,2 млрд. рублей (в 2016 году – 86 148,6 млрд. рублей), что больше показателя, принятого первоначально в расчетах к Федеральному закону № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 19 декабря 2016 года (далее – Федеральный закон № 415-ФЗ) при его утверждении, на 5 231,2 млрд. рублей, но меньше показателей, утвержденных при его уточнении в июле и ноябре 2017 года, на 152,8 млрд. рублей и 186,8 млрд. рублей соответственно.
Темпы роста инфляции в декабре 2017 года составили 2,5%, что на 2,9 процентного пункта ниже, чем в 2016 году (5,4%), тогда как в расчетах к Федеральному закону № 415-ФЗ показатель инфляции был принят равным 4%, а при его уточнении Федеральным законом от 14 ноября 2017 года № 326-ФЗ – равным 3,2%. Отклонение от первоначальных прогнозов обусловлено расчетами Банка России исходя из предположений о более низкой цене на нефть и соответствующей ей динамике курса рубля. Последующее слабое восстановление потребительского спроса, снижение цен на мировых аграрных рынках, высокий урожай и более поздние сроки завершения уборочной кампании также повлияли на снижение инфляции.
В среднем за 2017 год мировая цена на нефть марки «Юралс» составила 53,01 доллара США за баррель, что на 27% выше среднего уровня предыдущего года (41,74 доллара США за баррель).
Объем экспорта в стоимостном выражении в 2017 году составил 357,1 млрд. долларов США и увеличился за год на 25,5%. При этом увеличение объема экспорта в стоимостном выражении сопровождалось снижением в нем доли по ряду товаров (машины и оборудование, продовольственные товары и сырье для их производства, продукция химической промышленности). Рост стоимости экспорта сопровождался снижением физических объемов поставок сырой нефти и нефтепродуктов и ростом физических объемов поставок природного газа на экспорт.
Импорт в 2017 году составил 227,0 млрд. долларов США и вырос на 24,4%. Рост импорта объясняется увеличением как физических, так и стоимостных объемов поставок. Так, увеличились поставки машин, оборудования, транспортных средств, металлов. Доля импорта продукции химической промышленности и продовольственных товаров и сырья для их производства, напротив, сократилась.
Положительное сальдо торгового баланса в 2017 году увеличилось на 25,2 млрд. долларов США и составило 115,4 млрд. долларов США. При этом сальдо торгового баланса сформировалось в условиях существенного роста объемов как экспорта, так и импорта товаров.
В 2017 году величина темпа прироста реальных располагаемых денежных доходов населения оказалась отрицательной и составила 1,7%, хотя в прогнозе изначально предполагался их рост на 0,2%.
При этом реальная начисленная заработная плата увеличилась на 3,5% (в 2016 году увеличилась на 0,8%), реальный размер назначенных пенсий (с учетом единовременной выплаты в январе 2017 года) вырос на 3,6% (в 2016 году сократился на 3,6%). При этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выросла на 6,7% и составила 39 167 рублей.
Сохраняется сложившаяся дифференциация уровней заработной платы по видам экономической деятельности. Соотношение между средним уровнем доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченной части населения незначительно снизилось и составило 15,3 раза (в 2016 году – 15,5 раз). Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 19,3 млн. человек или 13,2% общей численности населения (в 2016 году – 19,5 млн. человек и 13,3% соответственно).
Прирост оборота розничной торговли в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 1,3% (в 2016 году – снижение на 4,6%). Объем кредитов и прочих средств, предоставленных физическим лицам со стороны банковского сектора, увеличился на 12,7%. В структуре использования денежных доходов населения на 2 процентных пункта (до 75%) увеличилась доля расходов на покупку товаров и оплату услуг, а доля обязательных платежей и взносов (включая выплаты процентов по кредитам) составила 11,5% (в 2016 году – 11%).
Несмотря на снижение Банком России ключевой ставки в течение 2017 года с 10% до 7,75%, она остается достаточно высокой и значительно превышает уровень инфляции, что ограничивает возможности банков по смягчению кредитной политики.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2017 году изменения в Федеральный закон № 415-ФЗ вносились два раза. Основные параметры изменялись оба раза.
Доходы федерального бюджета в 2017 году составили 15 088,9 млрд. рублей, что на 388,6 млрд. рублей (или на 2,5%) больше значения, утвержденного Федеральным законом № 415-ФЗ (с изменениями).
Расходы федерального бюджета в 2017 году составили 16 420,3 млрд. рублей, что на 308,1 млрд. рублей (или на 1,8%) меньше показателя, утвержденного Федеральным законом № 415-ФЗ (с изменениями). Дефицит федерального бюджета составил 1 331,4 млрд. рублей при утвержденном годовом дефиците в сумме 2 008,1 млрд. рублей.
Доля нефтегазовых доходов составила 39,6% (в 2016 году – 36,0%), что в сумме – 5 971,9 млрд. рублей, соответственно доля ненефтегазовых доходов – 60,4% (в 2016 году – 64,0%), что в сумме – 9 117,0 млрд. рублей.
Основными доходными источниками федерального бюджета в 2017 году, как и в предыдущие годы, были вывозные таможенные пошлины, НДС и НДПИ.
Структура доходов иллюстрирует то, что российская экономика продолжает находиться в высокой степени зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры на экспортируемые сырьевые товары.
Это также подтверждается приводимыми Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) данными Росстата по ряду важнейших показателей документов стратегического планирования: по количеству высокопроизводительных рабочих мест (15,98 млн. единиц за 2016 год при целевом показателе 25 млн. единиц к 2020 году), по доли инвестиций в объеме валового внутреннего продукта (21,2% в 2017 году при целевом ориентире 27% к 2018 году), по доле продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП (21,7% в 2017 году при целевом показателе увеличения к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года), по индексу роста производительности труда (99,7% по данным Росстата в 2016 году и 103,8% по темпу роста производительности труда в 2016 году относительно уровня 2011 года по информации Правительства Российской Федерации, при целевом ориентире в 1,5 раза относительно уровня 2011 года к 2018 году).
При этом, по приводимым Счетной палатой сведениям, основной поток инвестиций (более 70% общего объема) направлялся на такие виды экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых – 25,1% (2016 год – 23,8%), транспортировка и хранение – 18,1% (17,2%), обрабатывающие производства – 16% (16,8%), операции с недвижимым имуществом – 6,7% (7,2%), обеспечение электрической энергией, газом, паром, кондиционирование воздуха – 6,8% (7,4%). При этом, как и в предыдущие годы, большая доля инвестиций в основной капитал в обрабатывающих производствах была направлена не в деятельность высокого технологического уровня, а в производство кокса и нефтепродуктов – 3,2% (2016 год – 3,2%), металлургическое производство – 2,1% (2,6%), производство пищевых продуктов – 1,5% (1,4%).
Наибольшее недопоступление неналоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону № 415-ФЗ (с изменениями) сложилось по вывозным таможенным пошлинам на товары, выработанные из нефти, на сумму 16,3 млрд. рублей в связи со снижением объема экспорта товаров, выработанных из нефти, и курса доллара США по отношению к рублю, при росте мировой цены на нефть марки «Юралс», а также по доходам от управления средствами ФНБ на сумму 4,5 млрд. рублей в связи с ослаблением курсов доллара США, евро и фунтов стерлингов к рублю по сравнению с прогнозируемыми значениями. Также произошло снижение (по сравнению с 2016 годом) доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, на 667,6 млрд. рублей (или в 3,7 раза). Резервом поступления этого вида доходов является минимизация количества индивидуальных решений Правительства Российской Федерации об уменьшении размера дивидендов, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, а также повышение эффективности администрирования задолженности по уплате дивидендных платежей по итогам деятельности обществ.
На протяжении многих лет комитет продолжает настаивать на том, что одним из наиболее существенных резервов поступления доходов в федеральный бюджет является сокращение необоснованных налоговых льгот и освобождений.
Так, по расчетам Счетной палаты, в результате освобождений от уплаты налоговых и таможенных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в 2017 году не поступило доходов на общую сумму 11 069,6 млрд. рублей, в том числе налоговых платежей – в сумме 10 649,7 млрд. рублей (на − 1 644,1 млрд. рублей или на 18,3% больше, чем в 2016 году), таможенных платежей – в сумме 419,9 млрд. рублей (на 51,8 млрд. рублей или на 14,1% больше, чем в 2016 году).
В связи с этим комитет поддерживает Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), которое в инициативном порядке начиная с 2017 года осуществляет представление информации о налоговых и неналоговых расходах бюджета в составе Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной год и плановый период.
Вместе с тем комитет отмечает необходимость установления системы регулярного учета и оценки налоговых льгот и освобождений в рамках бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации на основе концепции «налоговых расходов», что требует внесения соответствующих изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Однако Счетной палатой установлено, что Минфином России не утвержден порядок формирования и ведения реестра источников доходов Российской Федерации, реестра источников доходов федерального бюджета и реестров источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, что не соответствует пункту 6 статьи 471 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Рядом администраторов не отражены все источники по иным доходам федерального бюджета, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции.
В их числе Минэнерго России, Рослесхоз, МИД России, Росрыболовство, Федеральное казначейство, Роспотребнадзор, ФТС России, Росимущество, МВД России, ФСБ России, ФМБА России, ФСТЭК России, ГК «РОСКОСМОС».
По итогам 2017 года совокупная задолженность по налогам, сборам, таможенным платежам, пеням и штрафам в бюджетную систему Российской Федерации, платежам в государственные внебюджетные фонды, в том числе задолженность по страховым взносам, составила 2 167,4 млрд. рублей.
Дебиторская задолженность по доходам сократилась на 10,2% и составила 2 011,5 млрд. рублей. Просроченная дебиторская задолженность по доходам сократилась на 13,1% и составила 1 531,9 млрд. рублей.
Так, в ФТС России дебиторская задолженность сократилась на 398,2 млрд. рублей (или на 48,6%) и составила 420,7 млрд. рублей, что в основном обусловлено списанием с баланса дебиторской задолженности ликвидированного Росфиннадзора в сумме 435,1 млрд. рублей, в том числе по доходам от денежных взысканий (штрафов) за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля в сумме 411,2 млрд. рублей.
В ФССП России дебиторская задолженность увеличилась на 92,4 млрд. рублей (или на 68,7%) и составила 227,0 млрд. рублей. Причина – увеличение количества предъявляемых к исполнению документов и сумм, подлежащих взысканию по ним, в основном в связи с начислением администрируемых доходов федерального бюджета. Учитывая резкую динамику увеличения задолженности, а также факт того, что ФССП России переданы вопросы, по которым ранее образовалась безнадежная к взысканию задолженность Росфиннадзора, целесообразно рассмотреть вопрос участия Минфина России в реформе ФССП России.
Комитет обращает внимание на то, что отчет об исполнении бюджета по расходам выявил наличие больших резервов повышения эффективности их исполнения. Ежегодно складывается ситуация, когда существенные объемы бюджетных ресурсов по различным статьям и направлениям расходов фактически не используются.
Так, главными распорядителями средств федерального бюджета не распределено 235,4 млрд. рублей или 1,4% общего объема лимитов бюджетных обязательств. Общий объем неисполненных расходов федерального бюджета, установленных сводной бюджетной росписью с изменениями, в 2017 году составил 596,6 млрд. рублей или 3,5% сводной бюджетной росписи с изменениями.
Остается значительной общая сумма задолженности, числящаяся на балансе Минфина России, по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, по состоянию на 1 января 2018 года составившая 3 305,9 млрд. рублей, в том числе просроченная задолженность – 804,2 млрд. рублей.
Дебиторская задолженность по расходам за 2017 год увеличилась на 55,7 млрд. рублей (или на 1,5%) и составила 3 825,7 млрд. рублей. Основную долю в составе дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета составляет задолженность по расчетам по выданным авансам – 3 804,6 млрд. рублей (или 99,3%), которая увеличилась за 2017 год на 55,3 млрд. рублей (или на 1,5%). Объем просроченной дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на 1 января 2018 года составил 488,35 млрд. рублей и сократился на 246,9 млрд. рублей (или на 33,6%).
Анализ динамики дебиторской задолженности по расходам показывает, что темпы ее прироста значительно превышают темпы прироста расходов федерального бюджета: за 2008 – 2017 годы средний прирост дебиторской задолженности составил 31,7 %, а средний прирост расходов федерального бюджета — 9,3 %.
Причинами образования дебиторской задолженности по расходам являются возможность авансирования в рамках государственного оборонного заказа государственных контрактов в размере от 50% до 80% их суммы, а в отдельных случаях в размере, превышающем 80%. В 2017 году объем указанных выданных авансов превысил половину общего объема выданных авансов.
Объем кредиторской задолженности увеличился на 1 578,1 млрд. рублей (или на 72,2%) и составил 3 763,1 млрд. рублей.
Федеральный закон № 415-ФЗ (с изменениями) сформирован в программной структуре расходов по 40 государственным программам Российской Федерации, расходы на реализацию которых составили 8 291,9 млрд. рублей, или 48,7% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями (17 016,9 млрд. рублей).
Ежегодно Счетной палатой в ходе проведения мероприятий по контролю за исполнением государственных программ выявляется повторяющийся набор проблем.
Это недостаточная согласованность целей и задач государственных программ, большинство из которых в той или иной степени не соответствуют документам стратегического планирования. По мнению Счетной палаты оценка эффективности реализации госпрограмм, проводимая ответственными исполнителями на основании самостоятельно установленных показателей (многие из которых являются легкодостижимыми) и разработанной ими методики оценки эффективности, является субъективной и не позволяет получить реальное представление о ходе реализации госпрограмм.
Остаются проблемы, обусловленные массовым включением в ФАИП объектов, не соответствующих установленным требованиям. Так, на начало 2017 года в ФАИП была включена 141 позиция с ограничениями на право выполнения работ и финансирование на общую сумму 69 млрд. рублей, или 11,5% общего объема бюджетных ассигнований на ФАИП (без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ), а также бюджетные ассигнования в объеме 32,9 млрд. рублей на инвестиционные проекты строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, по которым имелась ссылка на необходимость принятия нормативного правового акта. В результате, несмотря на большое количество объектов ФАИП (1 354 стройки, объекта и мероприятия (без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ), в установленные сроки было введено в эксплуатацию лишь 263 или 64,5% предусмотренных к вводу в 2017 году объектов. Комитет обращает внимание на значительное количество включаемых в ФАИП объектов, не соответствующих установленным требованиям.
В связи с вышеуказанным встает вопрос о разработке механизма контроля за обеспечением завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, по которым не обеспечен своевременный ввод в эксплуатацию.
Кассовое исполнение расходов на взносы в уставные капиталы акционерных обществ, имущественные взносы и субсидии государственным корпорациям и государственной компании в 2017 году составило 464,0 млрд. рублей или 99,4% показателя сводной бюджетной росписи (в 2016 году – 434,9 млрд. рублей или 99,97% показателя сводной бюджетной росписи).
Вместе с тем общий объем временно свободных средств государственных корпораций и государственной компании по состоянию на 1 января 2018 года составил порядка 155 млрд. рублей (на 1 января 2017 года – порядка 140 млрд. рублей). При этом доходы государственных корпораций и государственной компании от инвестирования временно свободных средств за 2017 год составили около 7 млрд. рублей (за 2016 год – порядка 7,6 млрд. рублей).
Принимая указанное во внимание, комитет поддерживает позицию Счетной палаты об актуальности рассмотрения Правительством Российской Федерации вопроса о методологическом регулировании отражения в бюджетном учете пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации, в отношении которых права акционера от имени Российской Федерации осуществляются Росимуществом, другими органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, осуществляющими права акционера от лица Российской Федерации.
Актуальным также представляется вопрос о регулировании нормативными правовыми актами порядка отражения и документального оформления операций по учету акций, поступающих от государственной корпорации в порядке уменьшения имущественного взноса Российской Федерации, ранее предоставленного государственной корпорации, в казну Российской Федерации, и порядка отражения операций по учету акций, передаваемых из казны Российской Федерации в уставные капиталы акционерных обществ в порядке оплаты дополнительных акций, размещаемых этими акционерными обществами в связи с увеличением их уставных капиталов.
В 2017 году главными распорядителями бюджетных средств были предоставлены субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам в сумме 1 026,4 млрд. рублей, или 97% показателей, установленных сводной бюджетной росписью с учетом изменений.
Общий уровень использования в 2017 году бюджетных ассигнований, предоставленных в виде субсидий на иные цели, с учетом остатка прошлых лет составил 86,4%, что на 12,3 процентного пункта меньше, чем в 2016 году (98,7%).
По состоянию на 1 января 2018 года общий объем неиспользованных остатков на счетах бюджетных и автономных учреждений (без учета средств в пути и остатков в кредитных организациях и кассе) составил 229,5 млрд. рублей или 14,2% соответствующих кассовых расходов, что на 43,5 млрд. рублей или на 23,4% больше, чем на 1 января 2017 года (186,0 млрд. рублей).
Остаток денежных средств бюджетных и автономных учреждений по приносящей доход деятельности на 1 января 2018 года составил 108,1 млрд. рублей или 47,1% общего объема остатков, что на 16,5 млрд. рублей или на 18% больше, чем по состоянию на 1 января 2017 года.
Остаток неиспользованных субсидий на выполнение государственного задания по состоянию на 1 января 2018 года на счетах бюджетных и автономных учреждений (без учета средств в пути и остатков в кредитных организациях и кассе) составил 32,0 млрд. рублей или 13,9% общего объема остатков, что на 9,7 млрд. рублей или на 43,3% больше, чем по состоянию на 1 января 2017 года.
Следует отметить, что на стадии планирования также имеются резервы повышения эффективности расходования средств федерального бюджета. Так, согласно отчету о работе Счетной палаты в 2017 году, в ходе контрольных мероприятий Счетной палатой было выявлено неэффективного использования федеральных и иных ресурсов на сумму 34,8 млрд. рублей.
Бюджетам государственных внебюджетных фондов предоставлены межбюджетные трансферты в общем объеме 3 752 млрд. рублей, что на 352,6 млрд. рублей (или на 10,4%) больше, чем в 2016 году. По состоянию на 1 января 2018 года образовались остатки средств межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на общую сумму 69,9 млрд. рублей (на 1 января 2017 года – 22,5 млрд. рублей), которые направляются в 2018 году на те же цели.
Исполнение федерального бюджета по источникам финансирования дефицита в 2017 году составило 1 331,4 млрд. рублей, в том числе по источникам внутреннего финансирования дефицита (с учетом остатков) – 1 457,7 млрд. рублей, исполнение по источникам внешнего финансирования дефицита составило отрицательную величину − 126,3 млрд. рублей. Увеличение остатков средств федерального бюджета составило 633,6 млрд. рублей.
В 2017 году осуществлен максимальный объем государственных внутренних заимствований Российской Федерации за последние три года на сумму 1 756,4 млрд. рублей.
Совокупный объем спроса по номиналу на аукционах по размещению облигаций федеральных займов в 2017 году составил 4 004,3 млрд. рублей, в 2,2 раза превысив объем предложения.
Совокупный объем Резервного фонда на 1 января 2017 года составлял 972,1 млрд. рублей и по состоянию на 1 января 2018 года полностью израсходован.
Объем средств Фонда национального благосостояния по состоянию на 1 января 2017 года составил 4 359,1 млрд. рублей. Совокупный объем Фонда национального благосостояния уменьшился на 606,2 млрд. рублей (или на 13,9%) и составил 3 752,9 млрд. рублей на 1 января 2018 года. Средства ФНБ были использованы на цели покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 616,6 млрд. рублей, на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в размере 5,5 млрд. рублей. На изменение совокупного объема ФНБ в 2017 году оказала влияние положительная курсовая разница в размере 16 млрд. рублей за счет переоценки средств ФНБ.
Имела место негативная тенденция снижения доходности размещения средств Резервного фонда и ФНБ на отдельных счетах в иностранной валюте в Банке России в 2017 году, а доходность размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в евро и фунтах стерлингов в Банке России за 2017 год составила отрицательные величины.
Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2018 года по сравнению с 1 января 2017 года увеличился на 449,9 млрд. рублей (или на 4%) и составил 11 559,7 млрд. рублей (или 12,6% ВВП) за 2017 год, в том числе государственный внутренний долг увеличился на 8,6%, государственный внешний долг сократился на 7,6%.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривались в сумме 9 774,1 млрд. рублей, но составили 10 758,1 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с прогнозом на 984,0 млрд. рублей (или на 10,1%).
Поступления налоговых платежей в доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили 79,3% общего объема доходов указанных бюджетов. В основном – это налог на доходы физических лиц (39,6%) и налог на прибыль организаций (30,8%).
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили 11 439,5 млрд. рублей и были исполнены в сумме 10 810,0 млрд. рублей или в размере 94,5% предусмотренного объема. Таким образом, объем неисполнения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации составил 629,5 млрд. рублей при первоначально запланированном субъектами Российской Федерации дефиците 846,8 млрд. рублей.
Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 51,9 млрд. рублей. За 11 месяцев 2017 года сложился профицит в объеме 695,9 млрд. рублей, а в декабре 2017 года образовался дефицит в объеме 747,8 млрд. рублей.
Вместе с тем, если бы субъекты Российской Федерации исполнили запланированные на 2017 год расходные обязательства при фактически полученных доходах, дефицит превысил бы 680,0 млрд. рублей.
Сохраняется тенденция сдерживания субъектами Российской Федерации исполнения расходов в течение всего финансового года и стремительного их наращивания в декабре.
В структуре расходов консолидированных бюджетов наибольшая доля, как и в предыдущие годы, приходится на расходы по разделам 07 «Образование» (24,9%), 04 «Национальная экономика» (21,2%), 10 «Социальная политика» (20,4%), 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» (10,4%) и 09 «Здравоохранение» (7,8%).
Государственный долг субъектов Российской Федерации составил 2 315,4 млрд. рублей и уменьшился на 37,8 млрд. рублей или на 1,6%. Объем долга муниципальных образований вырос на 1% (3,7 млрд. рублей) и составил 368,0 млрд. рублей. Расходы на обслуживание государственного долга консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации снизились на 19,8 млрд. рублей (или на 12,9%) и составили 133,9 млрд. рублей, что было обусловлено изменением его структуры в пользу бюджетных кредитов.
Объем предоставленных бюджетных кредитов из федерального бюджета составил 334 млрд. рублей (или 96,5% предусмотренного объема) и по сравнению с 2016 годом (355,0 млрд. рублей) уменьшился на 21,2 млрд. рублей (или на 6%).
Объем возврата бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации, в 2017 году составил 313,5 млрд. рублей, что на 140,9 млрд. рублей или на 81,6% больше уровня 2016 года (172,6 млрд. рублей). При этом 312,0 млрд. рублей (или 99,5% этого объема) приходилось на кредиты, предоставленные для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, и 1,4 млрд. рублей (или 0,5%) – на кредиты, предоставленные на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения).
Сохраняется значительная зависимость региональных бюджетов от предоставления финансовой помощи из федерального бюджета. Доходная часть бюджетов 8 субъектов Российской Федерации сформирована за счет межбюджетных трансфертов на 60 и более процентов.
Оценка состояния долговой устойчивости регионов показывает значительный объем накопленных обязательств, приближающийся у отдельных регионов к объему их годовых доходов, а также высокую текущую долговую нагрузку на региональные бюджеты. По итогам исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017 году превышение предельных объемов заимствований установлено в 9 субъектах Российской Федерации, превышение предельного объема государственного долга – в 3 субъектах Российской Федерации.
В связи с нарушением обязательств по соглашениям о предоставлении бюджетных кредитов 16 субъектов Российской Федерации досрочно погасили в 2017 году задолженность на общую сумму 91,7 млрд. рублей.
В целях снижения долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017 году проведена реструктуризация обязательств (задолженности) бюджетов субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам. Общий объем реструктуризированной в 2017 году задолженности 73 субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам составил 734,6 млрд. рублей или 72,7% объема задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2018 года.
На 1 января 2018 года остатки межбюджетных трансфертов на счетах субъектов Российской Федерации составили 4,7 млрд. рублей, на 1 января 2017 года – 6,2 млрд. рублей, на 1 января 2016 года – 72,3 млрд. рублей, на 1 января 2015 года – 126,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 200,3 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 242,6 млрд. рублей. Данные факты свидетельствуют о наличии тенденции снижения объема остатков межбюджетных трансфертов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы коррупционные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, комитет считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2017 год».