Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 925980–6)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и направлен на совершенствование регулирования в сфере противодействия манипулированию рынком и незаконным инсайдерским операциям в целях повышения прозрачности финансового рынка Российской Федерации и привлекательности его для инвесторов.

При рассмотрении проекта федерального закона во втором чтении были приняты поправки, соавтором которых является член Совета Федерации
Н.А. Журавлев.

В целях Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понятийный аппарат данного закона расширяется понятиями «иностранный эмитент» и «манипулирование рынком», а также уточняется определение понятия «инсайдерская информация». Иностранный эмитент определен как иностранная организация, заключившая договор с организатором торговли, на основании которого ценные бумаги этой иностранной организации допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, а манипулирование рынком — как умышленные действия, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня, который сформировался бы без таких действий. При этом указывается, что производство, выпуск или распространение продукции зарегистрированных средств массовой информации не является манипулированием рынком независимо от их влияния на цену, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром.

Обеспечение прозрачности сделок является одной из задач по предотвращению злоупотреблений на финансовом рынке, в частности, незаконной инсайдерской торговли. В связи с этим Федеральным законом расширяется перечень инсайдеров за счет отнесения к ним публично-правовых компаний.

Для обеспечения более гибкого подхода в части определения перечня инсайдерской информации для различных категорий инсайдеров Федеральным законом на участников рынка возлагается обязанность с учетом особенностей своей деятельности составлять собственные перечни инсайдерской информации, включающие в себя перечень инсайдерской информации, утверждаемый нормативным актом Банка России. При этом эмитенты, их должностные лица и работники не будут нести ответственности за отсутствие в собственных перечнях инсайдерской информации, не включенной в перечень инсайдерской информации эмитентов, утвержденный нормативным актом Банка России.

Публичное раскрытие инсайдерской информации, в частности, эмитентами, является существенным для недопущения незаконных инсайдерских операций и обеспечения инвесторов достоверной информацией. Поэтому предусматривается, что порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации, перечень которой утверждается нормативным актом Банка России, устанавливаются нормативными актами Банка России. В то же время порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации эмитентов, не включенной в утвержденный Банком России перечень инсайдерской информации, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, а в случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента.

В целях оптимизации административной нагрузки на участников рынка Федеральным законом предусматривается замена обязанности инсайдеров эмитента, управляющей компании, организаторов торговли, клиринговых организаций, а также депозитариев и кредитных организаций (далее – организации) уведомлять указанные организации об осуществленных операциях с их ценными бумагами или финансовыми инструментами на право организации запросить у инсайдеров такую информацию.

Кроме того, исключается обязанность на постоянной основе передавать списки инсайдеров организатору торговли. Вместо этого организация обязана предоставлять списки своих инсайдеров только по требованию организатора торговли.

В целях противодействия использованию инсайдерской информации и предотвращения конфликта интересов в организациях, осуществляющих в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, вводятся дополнительные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг по разработке с учетом требований Банка России правил внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. При этом устанавливается, что совершение инсайдерами операций с финансовыми инструментами с нарушением условий совершения таких сделок будет являться основанием для привлечения указанных лиц к гражданско-правовой и (или) иным видам ответственности.

В целях повышения эффективности осуществления контроля со стороны Банка России предусматривается расширение и детализация его полномочий по проведению проверок в части соблюдения органами исполнительной власти и местного самоуправления, органами управления государственных внебюджетных фондов, служащими (работниками) Банка России, российскими и иностранными организациями, физическими лицами (включая иностранных граждан и лиц без гражданства), в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Устанавливаются порядок проведения Банком России проверок, порядок их обжалования, а также определяются права лиц, в отношении которых осуществляется данная проверка.

Согласно Федеральному закону, служащие Банка России на основании решения Председателя Банка России или его заместителя имеют право беспрепятственного доступа на территории, в помещения лиц, в отношении которых проводится проверка или в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они располагают необходимой для проведения проверки информацией, за исключением территорий, помещений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, жилища физического лица. При этом проверяющие имеют право доступа к документам, включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, а также информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, за исключением сведений, которые составляют государственную и налоговую тайну.

За разглашение инсайдерской информации или иной информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученной в ходе проведенных Банком России проверок, Банк России, его служащие несут ответственность, включая возмещение убытков, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон вступает в силу по истечении двухсот семидесяти дней после дня его официального опубликования.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».