Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (проект № 489169–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 24 июля 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона внесен Правительством Российской Федерации и предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) в части налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В настоящее время Кодексом установлены 4 вида ставок НДС: 0 процентов, 10 процентов, 18 процентов и расчетная налоговая ставка.

Закон устанавливает вместо 18-типроцентной ставки НДС ставку равную 20 процентам и повышает с 15, 25 до 16,67 процентов расчетную ставку НДС, применяемую при реализации предприятий как имущественных комплексов. Данное изменение, в соответствии с представленным к проекту Закона финансово-экономическим обоснованием, должно увеличить доходную часть федерального бюджета на 620 млрд. рублей ежегодно. При этом остальные ставки НДС остаются на прежнем уровне. Таким образом, группы товаров и услуг социального назначения будут облагаться по ставке равной 10 процентам.

 

Также Закон уточняет порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), установив, что суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы в связи с применением государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), при определении налоговой базы не учитываются. Данная норма Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Кроме этого, Закон продлевает действие ставки 0 процентов для услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа для территорий Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2025 года и распространяет действие ставки 0 процентов на воздушные перевозки для территории Дальневосточного федерального округа. Указанные изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Данные дополнения были внесены в рассматриваемый Закон на стадии второго чтения.

В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в случае получения из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) подлежат восстановлению. Рассматриваемым Законом, на стадии второго чтения были внесены изменения, установившие, что до 31 декабря 2018 года продлен ранее действующий порядок отнесения сумм налога на затраты, не предусматривающий восстановление сумм НДС.

Комитет обращает внимание, что внесенные на стадии второго чтения дополнения не имеют финансово-экономического обоснования об оценке выпадающих доходов федерального бюджета по НДС.

В части изменений ставок НДС Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Закон устанавливает на постоянной основе тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, действующем в 2017‑2020 годах. Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет составлять в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному страхованию 22%, свыше установленной предельной величины – 10%.

В соответствии с действующей редакцией Кодекса с 1 января 2021 года тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен был повыситься до 26% с сумм выплат, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов. Фиксация величины тарифа страховых взносов в действующем размере направлена на стабилизацию фискальной нагрузки на плательщиков страховых взносов.

Положения Закона в отношении тарифов страховых взносов вступают в силу с 1 января 2019 года.

При этом все установленные пониженные тарифы страховых взносов сохраняются. Дополнительно Законом продлеваются до 2024 года пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20% и на обязательное социальное и медицинское страхование в размере 0% для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта, а также для благотворительных организаций, при условии применения теми и другими упрощенной системы налогообложения.

Комитет отмечает, что, в соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту Закона выпадающие доходы, связанные с установление тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении основной категории плательщиков в размере 22% в пределах установленной величины базы для исчисления взносов (10% сверх установленной величины облагаемой базы), в 2021 году составят 615,4 млрд. рублей, в 2022 году — 659,6 млрд. рублей, в 2023 году — 705,1 млрд. рублей, в 2024 году — 763,9 млрд. рублей. В связи с этим возникает необходимость в увеличении трансферта из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации. Вместе с тем, по мнению комитета, указанные выпадающие доходы должны быть компенсированы за счет повышения ставки НДС.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».